Тхиен-буддизм и боевые искусства
Материал из Buddha World.
«В тхиен-буддизме основные принципы и приемы боевых искусств используются как способ развития ума за счет порядка, четкости и точности движений, благодаря которым практикующие обретают более глубокое понимание как тонкостей искусства, так и самих себя.
Азиатские боевые искусства имеют давнюю традицию: их происхождение относят все к тому же Бодхидхарме, основателю тхиен-буддизма, которого и по сей день, вопреки мнению некоторых исследователей, считают идеалом силы и храбрости. Именно буддийская философия в ее дзэнской разновидности является основой вдохновения практически всех боевых искусств.
Однако, как известно, боевые искусства возникли не столько из потребности нападать на врагов и/или убивать агрессоров, сколько из необходимости защищать самих себя.
С другой стороны, самозащита — это не только защита самого себя, но и помощь другим, призванная свести насилие до минимума. Многие удары, блоки и захваты построены таким образом, чтобы мягко и осторожно предотвратить агрессию, не вредя при этом жизни нападающих, ибо с помощью правильно используемых приемов обороны можно остановить нападение любого вооруженного агрессора, не нанеся ему увечий.
Приемы самозащиты, однако, требуют полного контроля над своими действиями. Правильная оценка ситуации помогает осознать происходящее, не преувеличивая, но и не преуменьшая возможностей нападающего и при этом не теряя темпа и не страшась коварных ударов. Подход, практикуемый в тхиен-буддизме, сострит в том, чтобы не увлекаться боем и заранее предвидеть, что именно вас ждет. Гнев может придать нападающему энергии и ухудшить дело. Страх часто рождает парадоксальный эффект усиления агрессии, свидетельством чего служит тот хорошо известный факт, что хулиганы становятся еще более агрессивными, когда их жертва напугана. У тех же, кто силен и уверен в себе, враждебности никогда не возникает.
В любом виде дзэнских искусств тело является инструментом, при помощи которого действует сознание. В боевых искусствах сложилась формула: разум — интуиция — реальность, то есть концентрация внимания на противнике, слияние эго с личностью противника и инстинктивная реакция на все его действия. Мастера боевых искусств никогда не начинают атаку сами, но и никогда не уклоняются от боя. Недаром среди них бытует выражение: «Ни первого удара, ни второго». Это означает, что мастер никогда сам не нанесет удар и не начнет схватку первым, но если кто-то нападет на него, он остановит драку, прежде чем будет нанесен второй удар. Поэтому опытные мастера боевых искусств всегда стараются найти мирное решение проблемы, не позволяя ни себе, ни другим рисковать понапрасну.