Барри Керзин: Я пришел в этот мир, чтобы помогать другим

Материал из Buddha World.

Во многих встречах прошлого года было столько значимого для тех, кто интересуется буддизмом, кто практикует это Учение, что мы снова возвращаемся к ним.

Барри Керзин - буддийский монах, он много ездит по миру, дарует учение в разных странах мира. Две недели, что провел в Калмыкии по приглашению шаджин-ламы Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче известный американский врач, буддийский монах Барри Керзин, по его признанию, пролетели как один миг.

Последние 20 лет Барри Керзин живет в Дхарамсале. Он посвятил годы медитативным практикам, периодически уходя в затворничество. Медитативный опыт сделал его самого интересным объектом исследований: в 2005 году Керзин впервые принял приглашение известных нейробиологов из Висконсинского университета в Мэдисоне, выразивших желание изучить состояние его мозга в процессе глубокой медитации.

На пресс-конференции он был искренен, обстоятелен и встреча с журналистами длилась более трех часов, но время шло незаметно, так интересен был его рассказ. Мы продолжаем публиковать интервью с Барри Керзиным.


- Мистер Барри, вы говорили, что с детства задавались вопросом, кто вы и зачем вы пришли в эту жизнь. Вы теперь монах, и, может, вы уже нашли ответ на вопрос: В чем смысл вашей жизни и жизни вообще?

- Хороший вопрос. Суть буддизма составляет учение о бессамостности, в отсутствии эго. Очень тоненькая граница отделяет два ответа, если мы утверждаем, что эго нет, и если мы утверждаем, что вообще ничего нет. Разумеется, что Будда не давал учения, что ничего не существует, потому что из этого бы следовало, что нет Будды и нет учения Будды.

Буддизм помогает нам распознать природу страдания, чтобы мы могли затем постараться приложить усилия преобразовать это страдание. Сначала преобразовать, а потом полностью искоренить, и постепенно прийти к осознанию того, что жизнь преисполнена радости и мира. И, естественно, давая такое учение, Будда не пытался подвести нас к тому, что ничего не существует, поскольку он говорил, что жизнь - это страдание.

Но эти страдания можно преодолеть, и одним из важнейших методов преодоления страдания является анализ своего восприятия. Как мы видим окружающий мир, как мы видим самих себя, и насколько точно соответствует наше восприятие тому, каким мир является на самом деле. Ведь обычно мы считаем, что наше восприятие полностью соответствует действительности.

А Будда задавался вопросом, так ли это на самом деле? Он заглядывал глубоко внутрь, чтобы понять, с чем все - таки он имеет дело. Является ли точным наше восприятие или мы имеем дело всего лишь с ментальной картинкой того, что мы наблюдаем? Если мы имеем дело с ментальной картинкой, то, значит, нашему восприятию наш собственный ум придает свою окраску тому, что мы видим. И поэтому буддизм собственно предлагает нам обратиться к самым корням, не убрать поверхностные страдания, боль или другие, а пойти дальше.

Это очень сложная тема, но для меня она имела всегда очень большой смысл. И я пока еще это полностью не понимаю, я понимаю лишь отчасти, но, тем не менее, это оказало очень глубокое воздействие на мою жизнь. Принесло больше мира, стало меньше омрачающих эмоций. Конечно, иногда я проявляю гнев, но в последние годы это происходит все реже и реже, и сила гнева невелика. Я стал более терпелив с другими людьми, чем раньше, стал проявлять больше любви и сострадания, чем прежде.

Я не нашел полностью ответа на первый вопрос: кто я? Второй вопрос: « В чем смысл жизни?», - легче. Зачем я пришел в этот мир? Чтобы помогать другим. Вот к этому ответу я пришел в поисках смысла жизни, и когда я чувствую, что начинаю проявлять эгоцентризм, эгоистические чувства, я понимаю, что немножко сбился с курса. А когда мне удается помочь другим искренне и от души, я чувствую что я - на правильном пути.

- Когда мы встречали вас в аэропорту, то первая ассоциация у вас была связана с Монголией, и я поняла, что вы часто бываете в Монголии, встречаетесь с монгольской молодежью. Скажите, пожалуйста, есть что- то общее между молодежью Калмыкии и молодежью Монголии в поисках духовного пути?

- Я провел в Калмыкии уже две недели, и за это время мои впечатления изменились, я уже несколько иначе смотрю на сходство жителей Калмыкии и жителей Монголии. Как только я прилетел в республику, я мало что знал о калмыцком народе, а за последние две недели мне посчастливилось много общаться с молодыми людьми. И прежде всего со студентами в учебных заведения, университетах. Сходство, безусловно, есть и заключается оно в том, что и жители Монголии, и жители Калмыкии питают глубокую веру в буддизм, в учение Будды, в монахов, в священные объекты. Разница в частности между студентами Калмыкии и студентами Улан Батора. Ваши студенты более дисциплинированы, и, насколько я сумел заметить, они более серьезно относятся к учебному процессу.

Меня поразило, как внимательно ребята слушали мои лекции, и второе то, что они задавали много вопросов, и эти вопросы были глубокими и серьезными. Похоже, что они и уже до встречи со мной размышляли на эти темы.

Что еще меня очень сильно поразило, в хорошем смысле этого слова, это - преподавательский состав. Учителя, директора учебных заведений с которыми я встречался на протяжении этих дней, все они - не только профессионалы своего дела. Это люди, исполненные энтузиазма, которые на самом деле хотят, чтобы дети, которых они учат, не только познавали научные дисциплины, тот или иной предмет, но стали хорошими гражданами своего общества.

Я приведу вам два примера. В одном из учебных заведений в своей лекции я говорил, что, вполне возможно, есть такие семьи, в которых не все благополучно складывается. Может, муж бьет жену или обижает детей. И я попросил ребят, если такое наблюдается в вашей семье, то надо разорвать этот круг, положить конец этой плохой традиции. Потому что велика вероятность того, что так поступали его родители. Вполне возможно, что такое негативное поведение в вашей семье передавалось из поколения в поколение. Поэтому, пожалуйста, разорвите этот порочный круг, положите конец этой дурной традиции.

Потом я довольно много говорил об умении прощать, и как можно научиться прощать. В момент вопросов и ответов подняла руку учительница. Она выходит на самую середину, берет микрофон и рассказывает свою историю. Она рассказывает о том, что у нее в семье была тяжелая ситуация – муж ее бил. Она говорила, что смогла расстаться со своим мужем и о том, как училась прощать. Она простила своего супруга. В тот момент, когда она очень искренне рассказывала свою историю, у некоторых блеснули слезы. Потребовалось невероятное мужество, чтобы выйти и перед учениками, коллегами рассказать о своей судьбе. Я подумал, что это действительно удивительное учебное заведение, в стенах которого учитель может выйти и говорить о сокровенном и получать поддержку от всех. Я убежден, что ее рассказ оказал очень глубокое воздействие на учеников.


Второй пример. На одной из встреч мы говорили о буддийской мудрости, о том, что многое, что нам рисует наш ум, может не соответствовать действительности. Поднялась со своего места девочка и начала спрашивать меня. Она задавала очень глубокие вопросы на эту тему, и мне стало понятно, что прежде она уже проявляла внимание к глубинным аспектам буддийской философии. Я был очень счастлив это слышать. Я сказал тогда ей и всем собравшимся, что, если я снова приеду в Элисту, то непременно задам им вопрос: какого прогресса они достигли, в изучении буддизма и в медитации. Мне искренне хочется это узнать.

Я довольно много преподавал в Монголии, но никогда не проявлялись такие ситуации, как эти два примера.

Ситуация, которая развивается в Монголии, связана с тем, что там довольно большую роль играют правые христиане - евангелисты. Это не католики, не адвентисты седьмого дня, и даже не евангелисты. В Америке, а это большей частью христианская страна, они у нас на задворках. Отдельное течение, не основное христианство, не основное направление.

Они приезжают из штата Солт-Лейк Сити, и многие говорят, что они пополняют карманы монгольских политиков, а потому их влияние в обществе велико. А людям, когда правые христиане-евангелисты оказывают большую материальную помощь, помогают молодым монголам выезжать учиться за границу, приходится в этих условиях выбирать. Конечно, в своих сердцах монголы - буддисты, они чувствуют очень большую связь, с буддизмом, но, когда евангелисты во многом спонсируют их, это ставит людей в непростое положение.

Материал подготовили Катя НУБАРЯН и Нина ШАЛДУНОВА, фото Константина МАМЫШЕВА

/*
Магазин
Магазин
Вьетнамский буддизм
Вьетнамский буддизм
*/
Наверх