Буддизм Калмыкии

Материал из Buddha World.

Буддизм в Калмыкии имеет давнюю и богатую историю. К началу XX века на территории Калмыкии существовало более 90 больших и малых хурулов, при которых находилось около 3 тысяч священнослужителей.

В 30-х годах в результате сталинских репрессий практически все храмы были разрушены, а буддийское духовенство подверглось жестоким репрессиям. К началу Великой Отечественной войны буддизм в Калмыкии был практически уничтожен. Выселение калмыков в 1943 г. довершило разгром буддизма.

Возрождение буддизма в республике началось лишь в конце 80-х гг. и было связано с процессом перестройки в СССР, началом демократизации общественной жизни. В 1988 г. в Элисте была зарегистрирована первая община буддистов, в том же году открыт первый молельный дом. Его настоятелем стал приехавший из Бурятии лама Туван Дордж.

Знаменательным событием в религиозной жизни Калмыкии стал первый визит Его Святейшества Далай-ламы XIV, который состоялся летом 1991 г. и придал мощный импульс развитию буддизма в республике. В Элисте Далай-лама провел три массовых молебна, посетил хурул, освятил место строительства буддийского храмового комплекса, встретился с руководством Калмыкии и общественностью столицы.

Осенью 1992 г. Далай-лама вновь посетил республику. Как и во вре¬мя предыдущего визита, он читал молитвы и произносил проповеди. Кро¬ме того, он посвятил в монахи тринадцать человек, среди которых были не только калмыки, но и представители других национальностей. Эта цере¬мония проходила во вновь воздвигнутом храме - сюмэ. За время своего визита Далай-лама побывал в Каспийском, Кетченеровском и Яшкульском районах Калмыкии. Им были освящены хурулы в г. Лагань и п. Джалыково.

Важным событием стало создание Объединения буддистов Калмыкии (ОБК). В 1991 г. прошла первая конференция ОБК, которая утвердила устав и избрала Шаджин ламой калмыцкого народа Туван Дорджа. В 1992 г. состоялась вторая конференция. Ее итогом стало избрание Шаджин ламой и президентом ОБК Тэло Тулку Ринпоче (Э. Омбадыков). Еще в 1992 г. в Элисте был создан мо¬лодежный буддийский центр, который начал активную просветительскую деятельность, включавшую преподавание основ буддизма, тибетского языка и древнеиндийской логики. Позднее центр был переименован в Дхарма-центр.

Следует отметить, что возрождению буддизма в Калмыкии прежде всего способствовала политика нынешнего руководства республики во главе с Главой Калмыкии, президентом ФИДЕ К.Н. Илюмжиновым, избранного на пост руководителя республики в апреле 1993 г. Именно благодаря его постоянной поддержке –финансовой и организационной - были построены свыше сорока буддийских культовых сооружений, организованы ежегодные выезды паломников в святые для каждого буддиста места ( Тибет, Индию и т. д.) и представителей российских СМИ на ежегодную пресс-конференцию Его Святейшества Далай Ламы 14-го в его резиденции в индийском городе Дхарамсале, приезд в Калмыкию выдающихся учителей различных направлений буддизма.

В 1994 г. в Элисте прошел Международный буддийский форум, ор¬ганизованный Дхарма-центром. В работе форума приняли участие около тысячи верующих из России, стран СНГ и ряда стран дальнего зарубежья, а также известные буддийские ламы из Индии, Бутана и Непала. В рамках этого мероприятия проводились буддийские молебны, посвящения, прошли благотворительный телемарафон и духовно-экологическая экспедиция.

В дальнейшем в рамках Дхарма-центра стали формироваться рели¬гиозные общины мирян, ориентированных на ту или иную из четырех главных школ тибетского буддизма. Одной из первых таких общин был центр «Карма-кагью». В 1995 г. в Элисте состоялось открытие филиала Международного института школы Карма-кагью, в программу которого входят буддийская философия и практика, тибетский язык.

«Красношапочный» буддизм представлен в Калмыкии еще двумя школами - Сакьяпа и Нингмапа, общины которых возникли после приезда в Калмыкию учителей этих традиций: патриарха традиции Сакья Его Святейшества Сакья Трицзина и нигмапинских учителей досточтимых Палден Шераб Ринпоче и Цеванг Донгьял Ринпоче. В настоящее время в поселке Ики-Бурул действует хурул школы Нингма.

В Калмыкии существует и светские буддийские организации, после¬дователи которых придерживаются традиционного для калмыков буддизма школы Гелугпа. В Элисте это прежде всего центры «Ченрези» и «Тилопа».

Значительным событием для буддистов Калмыкии стало открытие в 1996 году Сякюсн Сюме в Элисте. Новый храм стал центром духовной жизни нашей республики. На открытии этого прекрасного храма собралось несколько десятков тысяч людей.

Одним из главных учителей - последователей школы Гелуг является Его Преосвященство Богдо-геген IX, который неоднократно бывал в Калмыкии. Визиты духовного лидера монгольских народов способствовали возрождению буддизма у калмыков. Во время своих посещений Богдо-геген ездил по районам, читал проповеди, давал благословения. Особенно плодотворным был визит 2003 года, во время которого верующим было даровано посвящение в тантру Калачакры.

В нашей республике несколько раз бывал досточтимый Лама Еше-Лодой Ринпоче. В начале 1990-х годов Еше-Лодой Ринпоче по поручению Далай-ламы приехал в Бурятию для преподавания буддийской философии. В Калмыкии Ринпоче даровал посвящения в тантры Ямантаки, Чакрасамвары и Гухьясамаджи.

В 2002-2003 гг. в Калмыкию четыре раза приезжали тибетские монахи из монастыря Гьюдмед. Гьюдмед известен тем, что здесь обучаю тайным тантрическим учениям. Кроме того, его монахи славятся своим оригинальным горловым пением. В Элисте ими были построены три песочные мандалы, которые символизируют матрицу Вселенной и одновременно дворец божеств. Первой была возведена мандала Зеленой Тары, второй - мандала Аволакитешвары, третьей - мандала Ямантаки. Считается, что созерцание мандалы очищает человека от негативной кармы, омрачений и болезней. По окончанию строительства мандалы были разрушены, что должно напоминать людям о бренности бытия и необходимости готовится к следующей жизни. В ходе своих визитов монахи Гьюдмеда также даровали благословения богини Тары, Манлы (Будды медицины) и Мандзушри (Будды мудрости), проводили церемонии очищения Вселенной, читали лекции о буддизме.

С 3 по 15 августа 2003 г. в Калмыкии на территории Сити- чесс проходил всероссийский буддийский ритрит под руководством досточтимого геше Джампа Тинлея. Он стал очень важным событием для буддистов не только Калмыкии, но и всей России. Для участия в этом мероприятии в Калмыкию прибыло множество буддистов из разных городов (Ростова-на-Дону, Уфы, Улан-Удэ, Кызыла и т.д.), а также из Украины.

Важнейшим событием последних лет стал визит в Калмыкию Его Святейшества Далай-ламы XIV в 2004 г., организованный Главой Калмыкии Кирсаном Илюмжиновым. Несмотря на краткость, встреча с Учителем дала огромный импульс возрождению буддизма в нашей республике.

Еще одним крупным событием в жизни буддистов Калмыкии стало открытие в конце 2005 года нового храма в Элисте – Бурхн Багшин Алтын Сюмэ (Золотая обитель Будды Шакьямуни), который является самым крупным буддийским храмом в Европе и построенный с благословения Его Святейшества Далай Ламы 14-го (в дни визита в 2004 г. далай Лама освятил место под строительство хурула) на личные средства Кирсана Илюмжинова.

А в 2006 году, под патронажем Кирсана Илюмжинова в Дхарамсале состоялись Дни калмыцкой культуры, в ходе которых Кирсан Илюмжинов за выдающийся вклад в дело возрождения буддизма в России и в Калмыкии вручил Его Святейшеству Далай Ламе 14-му, вручил высшую награду Калмыкии – орден Белого Лотоса.

За период 1993-2002 гг. произошел количественный рост буддийских общин. На сегодняшний день в Калмыкии действует 35 объединений буддистов. Многое было сделано при поддержке государства в сфере строительства буддийских храмов. В республике действует уже более 30 хурулов.

За последние годы силами верующих и органов местной власти были возведены крупные хурулы в г. Лагань, поселках Цаган-Аман, Яшкуль, Ики-Бурул, Аршань-Зельмень и т.д. Открылись молельные дома в г. Городовиковск, совхозе Хомутниковский, п. Кетченеры, с.Троицком и т.д.

/*
Магазин
Магазин
Боробудур
Боробудур
*/
Наверх