Дхармадхату
Материал из Buddha World.
Дхармадхату (санскр. धर्मधात , кит. "Фа Цзе", тиб. chos-kyi-dbyings ) - букв. "миры (сферы) дхарм", пространство всех явлений.
Согласно Торчинову:
"Буддийский термин, ставший базовым доктринальным понятием для ряда направлений китайского буддизма, прежде всего Тяньтай школы и Хуаянь школы. В раннем буддизме под Фа Цзе понимался один из видов "объективного" - дхармы в качестве объекта восприятия "ума", или "рассудка" (санскр. манас, кит. синь). В махаяне термин Фа Цзе приобрел более широкое значение: 1) совокупность дхарм во всех "мирах" буддийской космологии; 2) космическое "тело Будды" ("тело Закона", фа шэнь) - истинная сущность и субстрат всего универсума. Данные интерпретации сводились к одной в махаянской доктрине тождества сансары (лунъхуэй), т.е. феноменального мира и истинносущего - нирваны (непань): все дхармы феноменального мира рассматривались в качестве акцидентальных проявлений нирваны или универсального "тела Будды". Это значение Фа Цзе стало основным для школ китайского буддизма.
В учении школы Тяньтай под "мирами дхарм" понимаются десять уровней (состояний) живых существ: шесть миров сансары - ад (ди юй), мир "голодных духов" (э гуй), животных, человека, воинственных демонов-асуров (асюло), богов-дева (тянь жэнь), и четыре мира просветленных существ - последователей хинаяны (шраваков, шэн вэнь), "будд для себя" (пратьекабудды, юань цзюэ фо), бодхисаттв, будд. Мир будд, будучи единственной окончательной реальностью, объемлет остальные миры; в свою очередь все они (включая ад) потенциально содержат в себе мир будд, который и является "миром дхарм" в узком смысле.
В учении школы Хуаянь интерпретация термина Фа Цзе основана на образе из "Гандавьюха сутры" (кит. "Ло мо цзин"- "Сутра о схватывании сетью [Индры]"), где "мир будд" уподоблен сети из драгоценных каменьев, каждый из которых отражает в себе все прочие и в свою очередь отражается в них. Данный образ интерпретируется Хуаянь как "мир дхарм", в котором не только феноменальный мир является проявлением истинносущего, но вообще отсутствует какая-либо граница между ними. Оба мира полностью присутствуют друг в друге, причем каждый их элемент содержит в себе целое, образуя таким образом универсальное "тело Будды", объединяющее все сущее в "едином сознании" (и синь). Данное учение известно как доктрина "беспрепятственного [взаимопроникновения] принципов и вещей/дел" (ли ши у ай). Хуаяньское учение о Фа Цзе оказало значительное влияние на философию неоконфуцианства."