В Монголии обнаружили зуб Будды
Материал из Buddha World.
Простой монгольский скотовод хранил одну из главных святынь буддизма
По-индийски мощи называют «ратна шарира», что означает «драгоценные останки» того, что осталось после сожжения тела. Согласно буддийским священным книгам, ученики Шакьямуни - основателя буддизма - взяли из его праха кусочек теменной кости, 2 кусочка лопатки, 4 зуба, фалангу среднего пальца и множество других мелких останков. В современном хинди шарира значит «тело».
История появления на территории Монголии части «драгоценных останков» Будды, по версии монгольских ученых, не менее чудесна. В 1585 году третий Далай-лама подарил халхаскому хану Сайн ценный подарок – зуб Будды. Сведения об этом событии хранятся в музеях Монголии, Санкт-Петербурга и Внутренней Монголии. А монастырь, в котором хранилась святыня «Эрдэнийн шарил» впоследствии получила название «Эрдэнидзуу». Эрдэни с монгольского переводится как «драгоценность».
После социалистической революции и гонений на религию в 1935 году зуб Будды передали в академию наук. Здесь хранителями святыни стали Ширэндэв и Пэрлээ. В смутное время репрессий драгоценность была утеряна. Местонахождение долгое время было неизвестно.
Только недавно монгольские ученые объявили о сенсации – зуб Будды хранился у скотовода Бадамдоржа.
- Во время репрессий многие книги, сутры были уничтожены, но все же мы нашли около 40 источников на монгольском и тибетском языках, по которым установили, какой путь прошел «драгоценный зуб». По нашим подсчётам, в Монголии он находится на протяжении 427 лет. Однако информация о мощах всегда находилась в тайне. Только люди высшего сана имели доступ к ним. Эта засекреченность, конечно, мешает исследованиям, – заявил СМИ сотрудник Монгольской академии наук Ням-Осор.
Подлинность зуба Будды подтвердили представители высшего духовенства Ажаа Римпоче и Его Святейшество Далай-лама XIV. Напомним, что в прошлом году они лично посетили Монголию, где поклонились святыне. Остальные мощи Будды во многих странах мира хранятся под особой секретностью. К примеру, в Пекине хранится еще один зуб Будды, в Сиане - средний палец.
- Это уникальная святыня, дошедшая до нас за многие века и тысячелетия. Сразу видно, что мощи священные и удивительные, потому что в основании мы увидели крупинки «пэльдэн», причём разных цветов, красные, белые. Такие вырастают возле праха самого Будды, - сообщил хамбо-лама Монголии Чойжамц.
Сейчас рабочая группа в составе специалистов министерства культуры и науки, академии наук и музея Богдо-хана проводят исследования мощей на предмет исторического значения. Кроме того, исследовательская работа продолжается и в библиотеках Китая для обнаружения сведений и доказательств.