Упасатха
Материал из Buddha World.
Упасатха (в других прочтениях: упосатха, пасатха, упасампада) - является одним из древнейших предписаний Дхармы, установленных и неукоснительно соблюдаемых Самим Просветленным. Его целью является очищение духовное и физическое, победа над властью клеш и укрощение власти плоти над духом.
Обеты упасатхи соблюдаются в три дня ново- и полнолуния, а также по одному дню в четверть-луния. Кроме того, эти обеты могут приниматься и в любой другой день, по желанию принимающего.
Обеты очистительного поста обычно соблюдают те, кто уже принял Прибежище. Но принятие этих обетов возможно и для человека, еще не обретшего данный статус. Это, однако, возможно лишь в том случае, если пост завершается Посвящением - принятием Прибежища в Будде, Дхарме и Сангхе. Принятие обетов поста обязательны перед достойным принятием послуха, монашества, обетов Бодхичитты или Тантры.
Считается, что все благие заслуги и результаты всех неблагих деяний увеличиваются в эти дни стократно, поэтому в эти дни следует совершать покаяния, подношения Трем Драгоценностям, вершить простирания, молитвы и созерцания. Эти дни лучше всего посвятить усиленной практике в соответствии с полученным Посвящением, а не мирским делам.
Пост следует принимать "рано утром", поскольку он есть дисциплина суточная. Если же пост был принят днем раньше, то увеличение продолжительности поста со-пряжено с еще утренним словесным ритуалом его возобновления, но только в пределах восьми суток. Соблюдение поста предполагает голодание или голодание и неупотребление никакой жидкости (сухой пост) поэтому при желании увеличивать число постных дней можно по завершении каждых суток поста, а потом опять принять пост на сутки.
Пост не может быть принят без благословения другого лица, полностью Посвященного в свод Святых Обетов (лучше всего - от принявших полное монашество, но при отсутствии такового - разрешается принимать обеты поста в присутствии и мирского последователя Дхармы), таково предписание Винаи. Если же таковой возможности не имеется, то разрешается принимать обеты поста самостоятельно, возле алтаря Трех Драгоценностей или у образа Просветленного, или же, при их отсутствии - представив облик Просветленного пред мысленным взором, почтив Святую Триратну троекратными простираниями и подношениями.
В момент принятия поста и во время его исполнения следует снять с себя все украшения и одежды, которые надеваются в торжественных, нерядовых ситуациях, ибо такие украшения поддерживают тщеславие. Обычные украшения атрибутивного характера, т. е. соответствующие будничной традиции оформления внешности, можно не снимать.
Пост длится, начиная с предрассветных сумерек ("окончание ночи") и до восхода солнца следующего дня. Суточному воздержанию от приема пищи, сопровождавшему очистительный пост, придается особое значение: если голодание длится только в течение ночи, предшествующей посту, и дня (т. е. до захода солнца), то в этом случае говорить о соблюдении поста неуместно.
С какой целью принимаются все восемь компонентов очистительного поста?
Четыре первых составляющих обетов поста - это отказ от убийства, воровства, прелюбодеяния (и вообще любых половых контактов) и лжи, благодаря чему прекращается совершение того, что по своей природе влечет духовное омрачение. Это четыре фактора добродетели являются щитом от безнравственности.
Пятая составляющая - внимание/бдительность - выражается в отказе от употребления опьяняющих субстанций. Это фактор трезвенности (напомним, что семантика русского глагола "трезвиться" содержит, прежде всего, идею способности к самонаблюдению, отчетливого видения своих поступков и возможность корректировать мотивы и соответствующие им действия). Даже тот, кто принял обет нравственности, опьянившись, может впасть в расслабленность и пренебрежение обетами, кроме того, сам факт тупости сознания, вызываемый опьянением, уже является тяжелым грехом согласно Винае Бодхисаттв.
Шестая, седьмая и восьмая составляющие - это факторы аскетизма: отказ от почивания на высоких и широких постелях, отказ от употребления благовоний, умащиваний и прочих способов ублажения тела, отказ от увеселительных видов деятельности и приема пищи в неурочное время (более одного раза в день - до полудня, или, что гораздо лучше, полное голодание), то есть всего того, что подпитывает чувственные желания.
Если обеты трезвости и аскетизма не принимаются, то это - не пост, а простое голодание.
Вспоминая же об обете воздержания от пищи всякий раз, как только захочется есть, соблюдающий обеты поста взращивает памятование о Трех Драгоценностях и принятых обетах, и у него возникает "пренебрежение к еде", т. е. он отстраняется от влечения испытывать вкусовые ощущения. Это первое приближение к отказу от влечения к чувственным объектам.
Обеты очистительного поста не могут исполняться частично, принявший обязан следовать всем его предписаниям.
Георгий 2007-05-26 23:23:27, в разделе Религия, на сайте Дом Солнца.