Повторение десяти обетов пути бодхисаттвы
Материал из Buddha World.
Подношение благовония Буддам
Аромат благовоний стремится во все десять сторон света. Вместе с ним устремляется ввысь и наше почтение к трем Драгоценностям. Мы берем на себя обет следовать пути Будды, Растить в душе добродетель. Вместе со всеми живыми существами мы просим благословения, Чтобы укреплять бодхичитту нашей души, Чтобы мы отдалились от моря страданий и нашего невежества, Чтобы как можно быстрее нашли прибежище в нашем просветлении.
Гата воспевания Будды
Будда дал нам самое высокое Учение всех времен и сторон света. Он – великий Учитель и людей и небожителей, Он – добрый Отец всего живого. Мы всей душой принимаем прибежище у Будды, Мы приложим все силы, чтобы избавиться от всех карм – Кармы прошлого, настоящего и будущего. Благодеяния Будды столь велико, Что нам не хватит и тысячи жизней для его воспевания.
Обращение к Буддам
Сегодня в день торжественного повторения взятых на себя Обетов Пути Бодхисаттвы, мы просим нашего Учителя, Будду Сакьямуни, Будду Амитабу, а также Будд всех десяти сторон света, присутствовать здесь с нами и покровительствовать нам на нашем духовном пути. Из перерождения в перерождение из-за нашего невежества, не отличая верное от неверного, мы совершили множество грехов, нанесли вред живому и неживому, нанесли оскорбления Будде, Учению Будды и Сангхе. Поэтому сегодня мы искренне и от всей души приносим свое раскаяние и просим Вашего покровительства и милости, Вашего свидетельства нашего раскаяния. Просим поддержать нас, чтобы наши прошлые грехи были уничтожены, а наша добродетель росла с каждым днем. Просим, чтобы мы вместе со всеми живыми существами твердо шли по пути Будды, растили свой разум и добродетель для достижения Высшего Просветления.
Поклонение Буддам
Наммо Все Будды в бесконечном пространстве миров (поклон)
Наммо Все Дхармы Будд в бесконечном пространстве миров (поклон)
Наммо Все Мудрецы, Все Святые Монахи в бесконечном пространстве миров (поклон)
Наммо Будда Випасиин (Vipasyin), Будда Прошлого (поклон)
Наммо Будда Сикхин (Cikhin), Будда Прошлого (поклон)
Наммо Будда Висвабу (Visvabhu), Будда Прошлого (поклон)
Наммо Будда Кракукчанда (Krakucchanda), Будда Прошлого (поклон)
Наммо Будда Канакамуни (Kanakamouni), Будда Прошлого (поклон)
Наммо Будда Кашьяпа (Kacyapa), Будда Прошлого (поклон)
Наммо Наш Учитель Будда Сакьямуни (Cakyamouni) (поклон)
Наммо Будда Амитаба (Amitabha) (поклон)
Наммо Бодисаттва Авалокитешвара (Avalokitecvara) (поклон)
Наммо Все Будды, Все Бодисаттвы, присутствующие в Высшей Бодимандале (Bodhimandala) (поклон)
Молитва Покаяния
Я, ученик Будды, прошу Будду Шакьямуни, Будду Амитабу,
Будд всех десяти сторон света, всех Бодисаттв
присутствовать сегодня на моем покаянии.
Из перерождения в перерождение из-за моей тяжелой кармы,
из-за жадности, злобы и невежества,
из-за высокомерия я попал на неверный путь.
Сегодня, благодаря Учению Будды, я нашел правильный путь,
понял свои грехи и ошибки.
Все мы сегодня приносим свое покаяние
и обещаем избегать зла, обещаем делать только добро.
Я почтительно прошу покровительства Будды:
здоровья для моего тела и умиротворения моей души,
с тем, чтобы каждый день в радости и безмятежности
я все глубже и глубже постигал Животворное Учение
и как можно быстрей вышел из круговорота перерождений.
С ясным разумом и твердой верой в душе я приношу обет:
приложить все силы, чтобы также вырвать из круговорота перерождений
своих родителей и предков, своих друзей и всех близких,
а также все остальные живые существа.
Обещаю вместе со всеми другими живыми существами
Неустанно идти по Пути Будды и достичь Просветления.
Выдержки из Сутры Махавагга (Mahavagga – Pham Vong)
О значении десяти Обетов Пути Бодисаттвы
«Слушайте внимательно, о буддисты! После того, как Будда ушел в Паринирвану, в наше время упадка Учения ученики Будды должны особенно тщательно почитать и исполнять эти Обеты, охраняющие нас и обеспечивающие нам выход из круговорота перерождений, дающие нам Высшее просветление. Эти Обеты можно сравнить с факелом в ночи, освещающим путь странника, с богатством, неожиданно свалившимся на бедняка, с исцеляющим лекарством для безнадежного больного, с возвращением в родной дом для многолетнего странника. Помните: эти Обеты являются для всех живых существ мудрым Учителем, как бы самим живым Буддой Сакьямуни для всех живущих сейчас.
Помните: Если мы не будем всячески избегать греха, то даже самая чистая душа не сможет совершенствоваться. Поэтому Сутра учит: избегайте даже самых маленьких грехов, не думайте, что они не ухудшают вашу карму, ведь капля воды, хоть она очень мала, падая изо дня в день, переполняет самый большой сосуд. Помните: Совершить грех можно за одну секунду, а расплачиваться за него грешнику приходится неисчислимое время страданиями в аду. Если из-за тяжелой кармы человек переродился в облике животного, то неисчислимое число перерождений он остается там, прежде чем вновь сможет родиться человеком.
Помните: век человека очень короток, а его судьба непредсказуема и никто не знает дня своего ухода. Поэтому каждый должен не ленясь прилагать все усилия для самосовершенствования, должен постоянно обращаться к Будде и его Учению, постигать Заветы Будды, очищать душу медитацией. Надо строго следовать Обетам и использовать их как Путь самосовершенствования».
Сегодня, в Полнолуние, в четырнадцатый день месяца по Лунному календарю, когда мы проводим Церемонию повторения Десяти Обетов Пути Бодисаттвы, мы, принявшие эти Обеты должны ещё раз внимательно выслушать эти Обеты и если кто-то в чем-то их нарушил, должен сам признаться себе в этом, раскаяться и пообещать больше не нарушать их в дальнейшем. Если же Обеты не были нарушены, то мы просто будем выслушивать их в молчании.
Будда Вайрочана (Vairocana-Bouddha)
«В те времена Будда Вайрочана ради всех живых существ учил: Мораль и Добродетель имеют исток в душе человека (Pratimoksha). Морали и Добродетели учили, учат и будут учить все Будды всех времен – прошлого, настоящего и будущего. Этому наставлению следовали, следуют и будут следовать Бодисаттвы всех времен – прошлого, настоящего и будущего. Я, в течение неисчислимого числа перерождений, следовал этому завету, вот почему теперь и называюсь именем Вайрочана. О, все Будды! Откройте путь освобождения всем живым существам, неся им этот завет!»
И в тот же момент с лотосового трона в лотосовом мире Вайроканы распространилось вокруг неземное сияние тысячи тысяч лучей. В этом сиянии слышался голос, обращенный к Буддам, восседающим на тысячах тысяч драгоценных лотосов: «Вы, о Будды, принявшие учение о Морали и Добродетели, несите и распространяйте дальше это учение для бесчисленных миллионов Сакьев и всех живых существ, чтобы все они приняли обеты и следовали им.»
Получив это учение, все Будды, восседающие на тысячах лотосовых тронах, вместе с бесчисленными миллионами Сакьев, поднялись со своих тронов и покинули место учения. Все они излучали тысячи тысяч лучей сияния, в каждом из которых находились тысячи тысяч Будд, которые осыпали всё вокруг тысячами тысяч девятицветных лотосов, подносимых в дар Будде Вайрочане. Сделав подношение цветами, все они почтительно поклонились и вернулись к себе.
Покинул лотосовый мир Вайрочаны, все Будды вернулись к себе и предались медитации под деревом бодхи.
Будда Сакьямуни
В это же самое время Будда Сакьямуни, оставив лотосовый мир Вайроканы, прибыл на Восток во дворец Девараджи (Devaradja). А затем Будда Сакьямуни переродился в нашем мире (Shaba), в городе Капилавасту (Kapilavastou), где он был сыном короля Суддоданы (Souddhodana) и его супруги Майи (Maya). Его звали Сиддарта (Siddharta). Он ушел от мира и предался аскезе в течение семи лет, после чего, в возрасте тридцати лет обрел просветление под именем Будда Сакьямуни.
Он посетил множество дворцов множества Махараджей, чтобы проповедовать там. Однажды, придя во дворец Махабрахмы (Maha-Brahma), он ради спасения всех живых существ, прочел там эту сутру Махаваггу.
Он учил: Космос включает в себя неисчислимое число миров, которые подобны ячейкам бесконечной сети. Все эти миры столь не похожи друг на друга, столь различны, что это трудно нам даже представить. Учение Будд столь же бесконечно.
Будда Сакьямуни передавал всем живым существам Учение Будды Вайроканы, которое он облек в форму Десяти Обетов Пути Бодисаттвы. Будда Сакьямуни учил: «Все живые существа имеют душу Будды. Все вы – будущие Будды, а я – Будда реализовавшийся. Если вы будете твердо идти по пути Учения, то вы тоже станете реализовавшимися Буддами».
После этого он дал Десять строгих Обетов Пути Бодисаттвы.
Десять строгих Обетов Пути Бодисаттвы
Будда учил своих учеников так: «Есть десять строгих Обетов. Если кто-то уже принял эти Обеты, но не исполняет их, то он уже не буддист и не идет по Пути Бодисаттвы. Я сам тоже их принял и соблюдаю. Все Бодисаттвы всех времен тоже приняли и соблюдают эти Обеты. Познав и приняв Обеты, надо их строго соблюдать».
Вот эти Обеты
Буддист не должен убивать живые существа, не должен побуждать других к убийству, мысленно желать смерти живому существу или же радоваться, видя убийство живых существ. Все, что обладает жизнью, не должно быть намеренно убито. И, напротив, надо всеми силами стараться спасать все живые существа от смерти.
Буддист не должен присваивать чужое, не должен побуждать других к этому или же радоваться, видя воровство и грабеж. Нельзя присваивать чужое, будь это даже иголка или травинка. Буддист, напротив, должен обладать добродетелью самоотречения, должен помогать другим, приносить им радость материальной помощью и пожертвованиями.
Буддист не должен развратничать и предаваться блуду, даже в мыслях, не должен побуждать к этому других или радоваться, видя непристойное поведение окружающих. Ведь недостойное поведение разрушает семьи, приносит столько горя окружающим. И, наоборот: буддист должен всеми силами убеждать окружающих жить высоконравственной и целомудренной жизнью. (Для монахов и монахинь, а также для мирян в дни ретритов вообще исключается половая жизнь).
Буддист не может жить ложью и неправдой, он не должен произносить слова клеветы, обиды, оскорбления и раздора. И. напротив, его речь должна быть искренней, правдивой, доброжелательной, чтобы нести утешение и добрые советы. Буддист должен побуждать окружающих к правдивой, доброжелательной речи.
Буддист не должен употреблять и торговать спиртным или наркотиками (в том числе и духовной отравой), не должен побуждать к этому других людей. Ведь вся эта отрава лишает людей разума и духовности, отупляет их, порождает множество преступлений, приносит горе окружающим и самому человеку, подпавшему под влияние алкоголя и наркотиков. И, напротив, буддист должен всеми силами очищать разум заблудших душ, с тем, чтобы они отказались от своих пороков и встали на путь Просветления.
Буддист не должен распространять слухи, осуждающие и клевещущие на тех окружающих, кто принял 10 Обетов, на монахов и монахинь буддийской Сангхи. Он также не должен побуждать к этому других людей. И, наоборот, видя злословие других, он должен стараться пресечь это злословие, по мере сил умиротворить и примирить враждующие стороны.
Буддист не должен восхвалять самого себя и порицать других людей, так же как и не должен побуждать к этому окружающих. Он не должен кичиться своими добродетелями и принижать добродетели других людей. Ведь это принижает его в глазах окружающих и уменьшает его добродетели, ухудшают его карму.
Буддист не должен быть жадным и скупым, не должен побуждать к этому других. Если, видя обездоленного просящего, он с ненавистью, не подав ему ничего, ещё и грубо оскорбит просящего, то это будет большим грехом и ухудшит карму такого человека. И если, видя страждущего человека, ищущего духовный путь, буддист не поделится с ним своими знаниями Пути в виде Учения Будды, хотя бы даже одним словом или фразой, то это тоже будет считаться большим грехом. И, наоборот, буддист должен быть всегда готов помогать другим живым существам, по мере сил делиться с ними пищей и другими материальными благами, делать всевозможные пожертвования Сангхе и другим живым существам. Но помните при этом, что самым высоким пожертвованием является то, когда человек делиться с другими своими знаниями истинного Пути, знаниями Учения Будды.
Буддист не должен допускать и сохранять в своей душе злобу и ненависть, не должен проявлять их в злобных оскорбительных словах, а, тем более, в оскорбительных действиях, побоях и т.п. Особенно же большим грехом является проявление и сохранение злобы и ненависти в душе даже тогда, когда другой человек уже раскаялся и попросил прощения. И, напротив, буддист должен быть великодушен и должен стремиться к созданию атмосферы доброжелательности и умиротворенности у окружающих.
Буддист не должен оскорблять Три Драгоценности или же побуждать к этому других людей. И, напротив, услышав хоть слово оскорбления Трех Драгоценностей от кого-либо другого, буддист испытывает такие страдания, как будто три сотни копий вонзились в его сердце. Буддист должен укреплять свою веру, свое почитание Трех Драгоценностей и ни в коем случае не способствовать хулителям Учения.
Будда говорил: «Здесь даны Десять Обетов Пути Бодисаттвы, которые надо строго соблюдать. Из этих Десяти Обетов нельзя нарушать ни одного. Они даны всем буддистам, принявшим их, будь они хоть простолюдинами, хоть королями, хоть монахами и монахинями».
48 нестрогих Обетов для тех буддистов, которые приняли 10 Обетов Пути Бодисаттвы.
Многие из них относятся только к монахам и монахиням, поэтому для мирян остается только 28 обетов.
1.Поддерживать родителей и своих учителей, помогать им и почитать их.
2.Не отуплять себя алкоголем и наркотиками.
3.Без отвращения и брезгливости ухаживать за больными, инвалидами и престарелыми.
4.По мере возможности подавать нищим и нуждающимся.
5.Оказывать почтение и гостеприимство монахам и монахиням.
6.Не оскорблять и не выражать непочтение даже к тем монахам и монахиням, которые нарушают Обеты.
7.Каждый месяц как минимум шесть дней есть скромную пишу и проводить один день в отшельничестве (ретрит), делая подношения Сангхе и Общине.
8.Если в окрестности 40 миль где-то есть или появляется буддийский монах, то обязательно приходить и слушать его проповедь.
9.Не использовать для себя лично те предметы, которые предназначены для монахов и монахинь (постель, белье, мебель и т.д.).
10.Не употреблять неочищенной ту воду, в отношении чистоты и безопасности которой имеются сомнения.
11.Не направляться в одиночку в те места, где есть опасность для жизни.
12.Мирянину нельзя в одиночестве останавливаться на ночлег в женском монастыре. Мирянке нельзя в одиночестве останавливаться на ночлег в мужском монастыре.
13.Из-за материальных и других споров не избивать и не оскорблять слуг, детей и прочих окружающих.
14.Не подносить монахам и монахиням остатки своей пищи.
15.Не держать дома хищных животных, питающихся мясом. Разрешается держать только собаку для охраны дома.
16.Не держать слонов, буйволов, коз, мулов, лошадей и верблюдов.
17.Подносить в виде дара монахам три необходимые предмета: рясу, патру (пиалу) и посох.
18.Заниматься рисоводством в здоровых, чистых местах, где есть источники чистой воды.
19.При занятии торговлей, не обманывать, не обвешивать покупателей.
20.Не заниматься сексом в пагодах и в дни поста.
21.Не торговать контрабандными или ворованными товарами.
22.Не нарушать законов государства.
23.Не есть и не пробовать те продукты и еду, которые подносятся на алтарь или монахам. Их можно есть только после подношения и после того, как вкусят монахи.
24.Не заниматься религиозной проповедью без согласия и одобрения монахов.
25.Всегда уступать дорогу монахам и монахиням.
26.Делая поношения монахам и монахиням, не отбирать лучшие продукты и вещи только для своего духовного учителя.
27.Не заниматься выращиванием шелковичного червя.
28.Встретив случайно на пути раненого или больного, нуждающегося в помощи и уходе, оказать ему необходимую помощь, призывая к этому также и других прохожих.
Будда учил: «Вам даны 48 легких Обетов, которым вы должны следовать. В прежние времена им следовали и их повторяли все Бодисаттвы. И сейчас им следуют и их повторяют все Бодисаттвы. В будущем все Бодисаттвы также будут их повторять и следовать им. Десять строгих и 48 легких Обетов все Будды повторяли, повторяют и будут повторять всегда. И я сейчас поступаю так же».
Будда продолжал: «Все люди, от царя до князя, до чиновников и монахов, до мирян и мирянок, все, кто принял 10 строгих и 48 легких Обетов, должны их повторять, переписывать, исполнять с тем, чтобы эти Обеты сохранялись и переходили из поколения в поколение.
Все, старайтесь распространять эти Обеты среди других людей и тогда вы избегните трех самых страшных несчастий: перерождения в аду, в мире животных и в мире голодных духов. Это поможет вам также избежать и восьми других несчастий, таких, как, например, родиться в мире людей, но слепым, глухонемым или с другими болезнями и пороками. Соблюдение и распространение 10 строгих и 48 легких Обетов поможет вам переродиться или в счастливой семье и счастливой стране, или же – в мире небожителей.
Сейчас я, сидя под этим деревом бодхи, объясняю вам суть этих Обетов. А вы должны всей душой их понять, принять и исполнять».
Прибежище в Трёх Драгоценностях:
1.Я, перед лицом всего живого, на всю жизнь прошу прибежища у Будды – моего высшего Учителя и доброго Отца, который указывает мне жизненный путь. (поклон)
2.Я, перед лицом всего живого, на всю жизнь прошу прибежища у Учения Будды (Дхармы), я приложу все силы для его постижения, для его применения, с тем, чтобы бесконечно расширить свой разум и совершенствоваться. (поклон)
3.Я, перед лицом всего живого, на всю жизнь прошу прибежища у Сангхи - у монахов и монахинь, которые посвятили всю свою жизнь пути осознания и просветления. (поклон)