Визит Его Святейшества Далай-ламы в Монреаль

Материал из Buddha World.

7 сентября 2011 года, Монреаль, Канада. Утренняя программа визита Его Святейшества Далай-ламы началась с посещения Буддийского центра Манджушри в городе Лонгёй на окраине Монреаля. Здесь его встретили несколько сотен человек, преимущественно тибетцев и вьетнамцев, в их числе Кенсур Лобсан Джамъян.

В Центре его приветствовала мэр города Лонгёй госпожа Каролин Сэн-Хилэр, которая вручила ему памятную доску с нанесённым на неё приветственным посланием.

После этого Далай-лама обратился к собравшимся. Он выразил радость от встречи с тибетцами и вьетнамцами, которые, куда бы ни завела их судьба, неизменно хранят свои передающиеся из поколения в поколение ценности. Его Святейшество высказал твёрдую убеждённость, что каждому сообществу лучше всего придерживаться своей собственной религиозной традиции. Представителям иудейско-христианских сообществ, стоит поддерживать свои традиции, тогда как жителям стран азиатского региона, большая часть населения которых буддисты, было бы полезнее придерживаться буддизма.

Затем Его Святейшество выразил мнение, что Буддийский центр Манджушри, может использоваться не только в целях сохранения буддизма, но и для изучения других религиозных конфессий. Он добавил, что постоянные усилия, прилагаемые в этом направлении, способствуют достижению гармонии в отношениях между религиями. Одних слов в этом вопросе недостаточно, для взаимного понимания и взаимного уважения необходимо прилагать усилия, добавил он.

Далай-лама напомнил, что тибетцы и вьетнамцы принадлежат к одной санскритской традиции буддизма и используют в своей практике «Сутру Сердца». Он объяснил смысл мантры «Сутры Сердца» – Гате, Гате, Пара Гате…– отметив, что она соотносится с пятью стадиями достижения состояния будды.

Подчёркивая разницу между животными (которые также обладают природой будды) и людьми, Его Святейшество отметил, что человеческие существа наделены разумом, способностью к пониманию. Но эту способность нужно рассматривать только как первый шаг в развитии. Он призвал собравшихся не довольствоваться простыми молитвами, но проявить усердие в глубоком постижении учений.

Затем Далай-лама обратился к собравшимся тибетцам на родном языке. Призывая их ценить своё богатое наследие, он напомнил им о разных периодах в истории Тибета: о расцвете во время правления религиозных царей, и о сменившем его периоде раскола и упадка. Тем не менее, тибетская нация никогда не угасала. Он добавил также, что тибетцы обладают совершенно особым языком (ни на один другой язык не переведено столько текстов традиции Наланды), существование которого сегодня оказалось под угрозой. И хотя тибетцы в своей истории сталкивались с разными периодами, их мужество и решимость никогда не ослабевали.


В заключение Его Святейшество вновь обратился ко всем собравшимся, напоминая о том, что им следует быть буддистами 21 века и не довольствоваться одними молитвами, как это было в прежние времена. Вместо этого он посоветовал углублять своё познание буддизма, для изучения которого так важно использовать упомянутые выше способности человеческого ума.

Затем Его Святейшество вернулся во Дворец конгрессов, место проведения второй всемирной конференции «Мировые религии после 9/11». Сначала он обратился к представителям прессы. Он рассказал им, что у него сохранились тёплые воспоминания о предыдущем визите в Монреаль, когда он плодотворно общался с учителями, принимавшими участие в программе обучения. Затем Далай-лама напомнил о своих обязательствах содействовать распространению общечеловеческих ценностей и установлению гармонии в отношениях между разными религиозными традициями. Он сказал, что хотя средства массовой информации напрямую не занимаются этими вопросами, они всё же ответственны за пропаганду ценностей, которые ведут общество к благополучию.


Далай-лама высказался о необходимости установления более тесных отношений между представителями разных религиозных традиций. В мире постоянно происходят конфликты, в которых используется слово «религия», и это очень печально. Религия – источник морали и нравственности – становится источником проблем. Это напоминает ситуацию, в которой лекарство становится причиной болезни, сказал он.

Далай-лама считает, что все конфликты во имя религии можно разделить на две категории. К первой относятся конфликты не по собственно религиозным вопросам, а связанные с политикой и властью. Ко второй категории относятся собственно религиозные конфликты, вызванные тем, что стороны настаивают на том, что их истина и религия единственно верные. Далай-лама считает, что сегодня в нашем мире, где соседствуют друг с другом многие культуры и религии, говорить о единственной истине и единственно верной религии, значит проявлять узость мышления. Расширяя контакты с другими людьми, мы учимся ценить другие религиозные традиции. Далай-лама привел в качестве примера Тибет. Раньше в Лхасе жили мусульмане, но тибетские буддисты знали их лишь как хороших дельцов и совсем не были знакомы с их религией. Сам Далай-лама получил возможность ближе познакомиться с исламом, когда приехал в Индию и посетил Кашмир, где он встречался с мусульманскими богословами.


Его Святейшество также говорил о том, что очень простыми действиями каждый человек может помочь охране окружающей среды. Лично Далай-лама, моясь, никогда не наполняет водой целую ванну и старается принимать душ, чтобы сэкономить воду. Также он старается всегда выключать электрическое освещение, выходя из комнаты.

После обеда Его Святейшество отправился из гостиницы на стадион Юнипри, чтобы выступить с публичной лекцией, организованной Тибетским комитетом Канады. На стадионе его встречали исполнительный директор Тибетского комитета Канады Дермод Трэвис и другие члены комитета.

В своем выступлении, озаглавленном «Глобальное гражданство и всеобщая ответственность», Его Святейшество говорил о своем обязательстве способствовать распространению общечеловеческих ценностей и установлению гармонии в отношениях между религиями.

Далай-лама вспомнил, как в начале первой европейской поездки в 1973 году журналист Би-Би-Си Марк Тулли поинтересовался у него, зачем он едет в Европу. Далай-лама тогда ответил, что он гражданин мира и хотел бы посетить как можно больше мест. Его Святейшество сказал, что на базовом уровне все люди одинаковы эмоционально и ментально. Если в древние времена допустимо было уделять внимание таким второстепенным вопросам, как расовая или религиозная принадлежность, то сегодня, когда глобальная экономика и воздействие на природу не знают государственных границ, нужно научиться мыслить более современными категориями, отвечающими новой реальности.

По словам Его Святейшества, 20-й век был веком кровопролития и применения ядерного оружия, что стало одной из причин трагических событий в начале 21-го века. Новый век должен стать веком диалога и это возможно. Далай-лама выразил надежду, что в ближайшее столетие человечество сумеет построить мир без оружия и вооруженных сил. Мы на собственном опыте убедились, что насилие не решает проблемы, и необходимо уважать взгляды друг друга, подчеркнул он. Мы должны быть готовы разделить заботы других людей и повысить свою осведомленность, а для этого необходимо развивать образование.

Прочный мир можно построить активными действиям, а для конструктивных действий необходима сила воли. Сила воли, в свою очередь, зависит от уверенности в себе, которая опирается на сострадание. Далай-лама вспомнил, как в индийском штате Бихар во время торжественного открытия нового буддийского храма главный министр штата сказал, что теперь штат будет развиваться благодаря благословению Будды. На это Его Святейшество возразил, что если бы дело было только за благословением Будды, то Бихар давно уже был бы цветущим штатом, поскольку это благословение было с ним на протяжении тысячелетий. Для подлинного процветания, по словам Далай-ламы, необходимо, чтобы благословение явилось в лице деятельного главного министра.

Его Святейшество отметил, что во второй половине 20-го века люди, живущие в благополучных странах, начали осознавать, что одного материального достатка мало для обретения мира в душе. Ученые также начали все больше интересоваться эмоциями и нашли связь между эмоциями и мозгом. За прошедшие 20-30 лет ученые провели много исследований, касающихся работы мозга.

Далай-лама также затронул тему роли женщин в развитии общества. Он обратился к истории развития институтов управления и сказал, что в древности не было понятия власти и лидерства, все люди были равны. С ростом населения и развитием сельского хозяйства появилась и идея управления. В те времена не было всеобщего образования, и мужчины преобладали во власти просто за счет того, что были сильнее. С развитием образования начала ощущаться потребность в распространении таких ценностей, как сострадание. По словам Его Святейшества, биологически женщины более чутко реагируют на чужую боль, чем мужчины. В качестве примера он привел случай, который наблюдал во время длинного ночного перелета. В самолете находилась пара с маленьким ребенком. В начале полета оба родителя вместе занимались ребенком, но позже отец уснул, а мать так и не сомкнула глаз всю ночь, нянчась с ребенком. Далай-лама также сказал, что свой первый опыт сострадания получил от матери.

По словам Его Святейшества, ответственность за то, каким путем пойдет человечество в будущем, полностью лежит на молодом поколении. Молодые люди должны серьезно отнестись к задаче построения лучшего и более здорового общества.

После лекции на сцену поднялся бывший канадский хоккеист Жорж Ларак, чтобы задать вопросы, присланные слушателями. На вопрос о том, как можно что-то изменить, когда чувствуешь себя подавленным и беспомощным, Его Святейшество ответил, что важно всегда сохранять оптимистический настрой, какой бы трудной ни была ситуация. Нужно ставить себе разумные цели, исходя из знания истинного положения вещей. Далай-лама призвал всегда смотреть на вещи более широко. В качестве примера он привел Тибет. Тибетцы потеряли свою страну, и это очень печально. Но с другой стороны это помогло им увидеть мир, познакомиться с новыми идеями.

После того, как Далай-лама ответил на вопросы, Жорж Ларак пригласил на сцену теннисистку Александру Возняк и фигуристку Джоанни Рошет. Они подарили Далай-ламе теннисную ракетку. Обращаясь к слушателям, спортсменки призвали их подумать о том, что каждый из них может сделать в интересах свободы и соблюдения прав человека в Тибете, Китае, Африке и повсюду, где люди подвергаются гонениям и живут в страхе. «Станьте голосом для лишенных голоса Тибетцев», - призвали они.

dalailama.ru

Магазин
Магазин
Махакала
Махакала
Наверх