Виен Тхонг

Материал из Buddha World.

Наставник державы Виен Тхонг - Полное Постижение из монастыря Куокан, что в округе Кохиен уезда Намдинь, был уроженцем Кохиена. Наставник происходил из семейства Нгуен, а запретное его имя - Нгуен Ык. Некогда семья его переехала в квартал Тхайбать, что в столичном граде Тханглонге, и обосновалась там. Из поколения в поколение члены этого семейства служили чиновниками сангхи, а отец наставника - Хюэ Зыкв правление Ли Нян-тонга дослужился до поста регистратора сангхи слева и справа от главной улицы столицы и получил имя наставник тхиена Бао Зяк.

От природы наставник Виен Тхонг был наделен ясным умом, потому успехи его в науках были отменными. Уже в детстве у наставника появилась решимость покинуть семью. Поэтому, повстречав как-то наставника Виен Хока из монастыря Анкуок, он получил у него наставления в тхиене.

В шестой год правления под девизом Хой-фонг наставник был первым на состязании знатоков трех учений и получил назначение на должность дайван. Когда в восьмой год правления под девизом Лонг-фу нгуен-хоа проводился конкурс талантов Поднебесной на замещение свободных должностей в сангхе и у даосов, наставник вновь оказался первым среди избранных, император оценил его еще выше и даже решил передать ему кормило правления. Наставник отказался наотрез и не принял пожалования. Тогда император возвел его в ранг наставника, разъясняющего дхарму и прислуживающего во дворцовой кумирне. И наставник, исходя из обстоятельств, стал проповедовать учение, прибегая к наставлениям, дабы пробуждать людей, рассеивать недоумения и пробивать тупость .

В третий год правления под девизом Дай-кхань, после завершения ремонта монастыря Чунгхынг, император велел наставнику составить текст памятной стелы и, высоко оценив его литературный талант, назначил регистратором сангхи слева от главной улицы столицы.

В третий год правления под девизом Тхиен-тхуан император Ли Тхан-тонг вызвал наставника во дворец Шунгкхай и спросил о причинах-ли расцвета и гибели, порядка и смуты в Поднебесной. Наставник Виен Тхонг ответил так.

Поднебесная, она что тот сосуд: если с ним обращаются бережно - служит исправно, а если небрежно - скоро приходит в негодность. Очевидно, что все здесь зависит от того, как ведет себя властелин людей. Известно, что такое качество правителя, как любовь к живым существам, людям по сердцу. И тогда люди любят его как отца и мать, поклоняются ему как солнцу и луне. Это и есть бережное обращение с Поднебесной!

Порядок и смута зависят от служивых людей. Сумел правитель выбрать достойных людей - будет порядок. Упустил таких людей - будет смута. Я, ваш подданный, давно постиг на примере владык и повелителей прошлых времен, что никогда Поднебесная не процветала без помощи благородных куан-ты, и всегда погибала из-за вмешательства ничтожных тиеунянов! Однако в какое бы состояние она ни приходила, это не совершалось, как говорится, за одно утро, за один вечер. Все, что происходит здесь, накапливается постепенно. Как в природе, где небо и земля не вдруг охлаждаются и нагреваются, но всегда постепенно, через смену весен и осеней, так и правитель людей не разом обеспечивает расцвет или приводит к гибели, но всегда постепенно - через приверженность добру или злу. Мудрейшие правители древности, ведая, что это именно так, подражали Небу и, не откладывая своих доблестей-дэ, самосовершенствовались. Брали за образец Землю и, не откладывая своих доблестей-дэ, успокаивали народ. Самосовершенствуясь, они были предусмотрительны, знали меру и продвигались с осторожностью как бы ступая по тонкому льду. Успокаивая народ, они заботились о своих подчиненных и действовали осмотрительно, как бы управляя бегом коня гнилыми вожжами. Если поступать так, то процветание не может не наступить. Если противно этому - не миновать гибели. Постепенность расцвета и гибели заключены именно в этом.

Император, сочтя такое наставление весьма достойным, тут же назначил наставника хыуняй тангтхонгом и поставил его ведать общественными делами врат дхармы. Отныне наставник мог свободно входить к императору со своими докладами и соображениями и, не было случая, чтобы император не одобрил их. Затем, исполняя высочайший указ, наставник отправился в капище Тайзыонг заклинать духов о рождении наследника императора и преуспел в этом. Тогда император оказал наставнику еще большие почести, пожаловав ему равное с наследником престола право на получение аудиенции.

В пятый год правления под девизом Тхиен-тьыонг бао-ты , когда, как говорится, государеву колесницу было поздно запрягать, наставник, накануне получивший от императора предсмертный наказ, выполнил его завещание: руководил погребением, делал назначения и выполнял много других дел. А в первый год правления под девизом Тхиеу-минь , когда малолетний император Ань-тонг был уже возведен на престол, регенствовавшая вдовствующая императрица многократно и щедро награждала наставника за труды в те решающие дни.

Вскоре наставник Виен Тхонг удалился в свой родной уезд и основал там монастырь, в котором прожил до глубокой старости. На содержание монастыря казначейство отпустило средства, равные налоговым поступлениям с трех деревень. В качестве особой милости наставнику был дарован императорский экипаж. В четвертый год правления под девизом Дай-динь наставник был назначен тахыуняй тангтхонгом, смотрителем пагоды внутренних покоев дворца, распорядителем общественных дел врат дхармы, главным истолкователем Трипитаки, главным составителем стихов по августейшему приказу, покровителем царства, наставником царства с вручением ему пурпурной одежды великого шрамана. Вот так высоко оценили наставника при дворе и в провинции.

В год тан-муй, что пришелся на правление под девизом Дай-динь , двадцать первого числа четвертой луны наставник созвал своих учеников для прощания, после чего скончался без видимых признаков недуга. Было ему 72 года.

Исполняя августейшие указы, наставник Виен Тхонг создал следующие сочинения: "Тьы фат тить зуиен ши" "Записи о перерождениях всех Будд" более чем в 30 главах, мемориальную надпись для колокола Хонгтюнг, "Танг зя тап лук" "Разные заметки для монахов" в 50 с лишним главах. Что же касается стихов и од, то наставник составил их более тысячи и все они имеют хождение в мире.

Магазин
Магазин
Барри Керзин
Барри Керзин
Наверх