85. Путь языка и путь Дхармы
Материал из Buddha World.
10 февраля 1975 года.
Дорогой Сон Са Ним!
Большое спасибо за ваше письмо. Оно помогло очистить воздух, который стал сильно запыленным из-за слишком большого числа концептуальных мыслей. черные чернила на белой бумаге — только как это. Вы задали мне много вопросов, но фактически — только один. Что случится после смерти. Я не знаю; до рождения я это знал, но забыл. Ваше домашнее задание очень трудное. Вот мои ответы.
На вопрос о человеке, который роняет пепел на Будду и на «мышь ест кошачью еду, но кошачья миска разбита»:
Лед, вода, пар — ванна с кипящей водой Безногий кот чешется Безротая мышь ест Разбитая миска без дна и краев Когда кошачья пища проглочена, Она не двигается.
Ваше стихотворение было прекрасно. Вот стихотворение для вас:
Без всякой особой цели Моя жизнь заполнена В полночь в пещере Еще есть какой-то свет, Но если ум сдвинется на дюйм Пепел благовоний падает ударом грома.
КАТЦ!!!
Сколько это весит?
Вы должны принести весы.
С глубоким поклоном, Стив.
23 февраля 1975 года.
Дорогой Стив!
Как вы поживаете в последнее время? Спасибо за ваше письмо. Я его ждал и был рад получить.
В своем письме вы говорите: «Черные чернила на белой бумаге — только как это». Это замечательные слова. Существует, однако, два вида ответов «как это»: путь языка и путь Дхармы.
Например, возьмем такой коан:
Вот колокольчик. Если вы скажете, что это колокольчик — вы привязаны к имени и форме. Если вы скажете, что это не колокольчик — вы привязаны пустоте. Колокольчик это или нет?
Я покажу вам четыре ответа:
1. Только ударить по полу.
2. Колокольчик смеется.
3. «Снаружи темно, внутри светло» или «Колокольчик на полу».
Эти утверждения — только как это. Это хорошие ответы, но не полные.
4. Поднимите колокольчик и позвоните в него. Это 100% полный ответ.
Поэтому можно понять «как это» и все же не найти наилучший ответ. Ответы языкового пути хороши, но иногда они не полны. Ответ Дхармового пути — полный ответ. Когда вопрос поставлен широко, тогда пути языка и Дхармы совпадают. Поэтому на вопрос «Что есть Будда?» существует много полных ответов: «Три фунта льна», «Сухое говно на палочке», «Стена белая, занавеска синяя» и т. п. Но когда вопрос узок, то языковой путь и путь Дхармы различны. Поэтому на вопрос о колокольчике существует лишь один полный ответ. То же самое справедливо в отношении мышиного коана. Путь языка не полон, вам надо найти путь Дхармы, тогда вы придете с хорошим ответом. Этот ответ лишь одна точка.
Вы нарисовали треугольник, круг и квадрат. Если вы думаете, то это действие Демона. Если вы отсекли всякое мышление, то все является истиной. Поэтому, если вы отсечете всякое мышление, то эти фигуры станут не нужны. Гавно — это Будда, рвота — это Будда, — все это истина, все это «просто как это». Если вы сохраняете разделяющий ум, то зачем останавливаться на трех фигурах? Можно и больше, вы можете нарисовать бесконечное число фигур. Все это лишь приспособления для обучения Дзен; в действительности они не существуют. Вам не следует привязываться к форме. Вам надо закончить свое домашнее задание. Это очень важно. Вы должны понять, что четверть доллара — 25 центов. Ваше стихотворение очень хорошее, но оно означает «моя жизнь заполнена?» Если вы используете слова «моя жизнь», вам надо убрать «заполнена». Как вы можете слышать «пепел благовоний падает с ударом грома». Вы пишете «КАТЦ!!!» и «сколько это весит?» Я уже спрашивал у вас, сколько это весит. Если вы хотите понять этот вес, то вам нужны весы не градуированные.
Вот стихотворение для вас:
Снеговик Бодхидхарма потеет и становится все меньше и меньше.
Звук от ударов его сердца сотрясает небо и преисподнюю.
Выпали его брови, затем глаза, затем морковный нос.
Маленький мальчик кричит: «БодхаДхарма умирает!»
Искренне ваш, С.С.