71. Остроглазые львы и слепые собаки

Материал из Buddha World.

На следующее утро ученик сказал Сон Са: «Вчера утром вы рассказывали о разных типах учителей. Как можно узнать остроглазого Дзэн Мастера?»

Сон Са сказал: «Если вы постоянно живете на одном месте, то это трудное дело. Вам следует поездить и послушать многих Дзэн Мастеров. Тогда вы вскоре поймете. В Сутре Аватамсака приведен рассказ о молодом человеке, который учился у пятидесяти трех учителей . Он узнавал, сколько мог, у одного учителя, а затем уходил к другому. В конце концов он встретил Манджушри, Бодхисаттву мудрости. Маджушри спросил его: «Чему ты научился у этих пятидесяти трех учителей?» Парень ответил, что у этого учителя он узнавал одно, у того другое. Манджушри ударил его. Все чему он научился исчезло. Поняв это, он решил вновь начать свое учение в поисках учителя. В этот момент Манджушри, который уже исчез, дотянулся через 10 000 миров и коснулся лба паренька. «Этот ум новичка», — сказал он, — «есть истинный ум просветления». Услышав это, парень просветлел.

Некоторые люди изучают Дзэн в течение 5 или 10 лет и не достигают просветления. Они очень привязываются к своему учителю, и этот учитель уже не может помочь им понять. Если вы учитесь только у одного учителя, даже если это великий учитель, то встретить Манджушри трудно. Поэтому ученики Дзэн должны путешествовать от учителя к учителю, до тех пор пока они не найдут остроглазого Дзэн Мастера. Это очень важно».

— Но как я это узнаю?

— Сначала вы можете не знать. Но если вы какое-то время практикуете Дзэн и слушаете многих Дзэн Мастеров, то вскоре вы поймете, что является правильным учением, а что нет. Если вы никогда не пробовали на вкус сахар, то вам не понять сладкого; если вы не пробовали соль, то вам не понять соленого. Никто не может пробовать вместо вас. Вы должны проделать это сами».

— Но разве не все Дзэн Мастера являются просветленными?

— Существуют разные уровни просветления. Есть первое просветление, есть подлинное просветление, и есть окончательное просветление. Первое просветление — это достижение истинной пустоты. Подлинное просветление — это достижение «как это». Конечное просветление — это «просто как это».

— Пожалуйста, объясните это подробнее.

— О'кей. Вот яблоко. Если вы скажете, что это яблоко, то вы привязаны к имени и форме. Но если вы скажете, что это не яблоко, то вы привязаны к пустоте. Так яблоко это или нет? Если вы ударите по полу или крикните «КАТЦ!!!» — это ответ первого просветления. Если вы скажете: «Небо синее, трава зеленая» или «Яблоко красное, стена белая», вы даете ответ «как это». Но если вы откусите от яблока, то ваш ответ «просто как это». Точно так же позвоните в колокольчик или откроете книгу и начнете читать. Так что первое просветление, подлинное просветление и конечное просветление имеют разные ответы.

Некоторые Дзэн Мастера таких различий не делают. Некоторые понимают только КАТЦ или молчание. Некоторые отличают КАТЦ от «как это», но не понимают «просто как это». Остроглазый Дзэн Мастер различает эти три вида просветления. Но он пользуется всеми тремя видами ответов совершенно свободно».

— Дзэн Мастер, которого я слушал в Нью-Хавене, сказал, что полного просветления не существует. Он сказал, что никогда не возможно дойти до конца. Верно ли это?

— Будда сказал: «Все существа уже просветлены». Прославленный учитель сказал: «Без мышления, «просто как это» и есть Будда». Без мышления — это ясный ум. Поэтому, если вы удерживаете ясный ум, то любое действие — «просто как это». Говорить, что вы достигли больше просветление, больше, больше, больше — это мышление. Мышление — это желание. Желание — это страдание. Поэтому Дзэн Мастер Нам Чань сказал: «Повседневный ум — это Путь».

— У меня еще один вопрос. Вы сказали, что остроглазый Дзэн Мастер различает три вида просветления. Но разве Дзэн-ум не является как раз тем умом, который не делает различий? Разве не сказал Третий Патриарх: «Великий путь не труден для тех, кто не разделяет?

— Первое просветление, подлинное просветление, конечное просветление — это одно и то же или разное?

Ученик секунду подумал, затем улыбнулся и сказал: «Стена белая, циновка синяя».

— Вы привязаны к цвету.

— Это вы привязаны к цвету.

— Собака бежит за костью.

— Так одно и то же это или разное?

Сон Са сказал: «Стена белая, циновка желтая».

Ученик улыбнулся.

/*
Магазин
Магазин
Монастырь 10 тысяч Будд
Монастырь 10 тысяч Будд
*/
Наверх