62. Малая любовь и большая любовь
Материал из Buddha World.
Однажды в четверг вечером после Дхармовой беседы в Кембриджском Дзэн Центре ученик сказал Сунг Сан Сон Са: «Вы все время говорите о мышлении. Мне бы хотелось знать, как путь сердца укладывается в ваше учение. В Христианском пути считается, что без любви любые достижения бесполезны».
Сон Са сказал: «Есть два вида любви. Во-первых, малая любовь. Это любовь желания, любовь противоположностей, любовь привязанностей. Во-вторых, есть большая любовь. Это абсолютная любовь. Это свобода. Если у вас есть желание для самого себя, то ваша любовь ненастоящая. Она зависит от многих условий; если они изменяются, то вы страдаете. Предположим, я люблю девушку. Очень сильно люблю, и она меня любит. Я уезжаю в Лос-Анжелес, а когда возвращаюсь, у нее другой дружок. Моя любовь меняется на гнев и ненависть. Поэтому малая любовь всегда содержит страдания. В большой любви нет страдания. Это только любовь. Абсолютная любовь. Поэтому тут нет ни счастья, ни страдания. Это любовь Бодхисаттвы».
— Я полагал, что Дзэн — Мастерам нет дела до любви.
— Если бы я не любил, то зачем бы я учил? Учение — это любовь. То, что я бью своих учеников — это настоящая любовь.
— Почему?
Настоящее Учение означает настоящую любовь. Настоящий Учитель иногда сердится, иногда бьет, иногда совершает плохие поступки. Почему? Потому, что он очень сильно любит своих учеников. Так мать сильно любит своего ребенка, но ребенок не слушает ее добрых наставлений. Поэтому иногда матери приходится рассердится или ударить своего ребенка. Это действие любви. Тут нет желаний для себя. Все для ребенка, чтобы правильно его научить. В большой любви у меня нет желаний для самого себя. Я лишь отдаю свою любовь другим людям. Если я люблю вас, а вы меня не любите, то все о'кей. Я все равно буду отдавать вам столько же любви, как если бы вы любили меня тоже. Если я люблю Бога, а в ответ получаю плохую карму, все о'кей. Я не буду сердится на Бога, я все равно буду любить его так же, как и раньше. Поэтому большое «Я» — это истинная любовь. Это только для всех людей».
— Вы любите всех людей?
— Конечно! Всех людей и все вещи. О'кей. Я расскажу вам историю. Давным- давно в Китае жил монах, который пошел собирать милостыню и, собрав ее, возвращался в храм. По пути его задержали разбойники и отобрали у него все деньги, пищу и одежду. Затем они положили его на спину и привязали его руки и ноги пучками высокой травы, которая росла в поле, к земле. Долгие часы он оставался там обнаженный. Наконец мимо проезжал император со свитой, направляясь в храм. Он был потрясен, увидев рядом с дорогой голого человека и, подъехав, спросил, что случилось. Монах объяснил. Император спросил: «Почему ты не встаешь?» Монах сказал: «Пожалуйста, отвяжите траву». Император потянул за траву. «Остановитесь! — воскликнул монах, — «Вы не должны рвать ее, развяжите ее, пожалуйста». Тут император понял, что обнаженный человек был великим монахом, чья любовь распространялась даже на луговую траву. Поэтому он проводил его в храм, а затем взял своим учителем.
Как мы видим, большая любовь ничего не убивает. Большинство христиан считает, что убивать людей плохо, но убивать животных можно. «Рыбная ловля — о, это очень интересно». Даже траву убивать нехорошо, поэтому, разумеется, нам не следует убивать ни рыбу, ни животных, ни людей. Но иногда убийство является большой любовью. Если кто-то хочет убить всех людей, тогда убить этого человека означает спасти всех людей. Поэтому буддисткая любовь — это любовь в очень широком смысле. Вы должны понять это».
Ученик низко поклонился.