42. Желание просветления
Материал из Buddha World.
После воскресной вечерней Дхармовой беседы в Провиденс Дзэн Центре Сунг Сан Сон Са Ним сказал своим ученикам: «Если вы отбросите всякие мысли о достижении, тогда вы вскоре увидите настоящую цель поставленной перед собой задачи. Некоторые из вас хотят достичь просветления и как можно скорее стать Дзэн Мастерами. Но до тех пор пока у вас есть подобная мысль, вы никогда ничего не достигнете. Просто отбросьте все мысли и концепции. Тогда, по мере того как вы усердно работаете над коаном, все ваши вопросы сольются, образовав одну большую массу. Эта масса будет расти и расти до тех пор, пока вы не перестанете заботиться о еде, сне и о чем бы то ни было, лишь бы найти ответ на этот великий вопрос. Когда вы окажетесь в таком состоянии, просветление будет не за горами».
Одна ученица спросила: «Если бы не хотели быть просветленными, то зачем бы мы предпринимали бы усилия, приходя сюда?»
Сон Са сказал: «Желание и стремление — разные вещи. Мысль о том, что вы хотите получить что-нибудь благодаря медитации в основе своей эгоистична. «Я хочу стать просветленным» означает «Я хочу быть просветленным». Но стремление — это не для меня, это не просто личное желание, оно переступает идею самого себя. Это желание без привязанности. Если просветление приходит, хорошо. Если просветление не приходит, хорошо. Фактически, это и есть просветление».
«Можете ли вы объяснить, почему?»
«Изначально нет никакого просветления. Если я достигаю просветления, то это не просветление. Как говорит Сутра Сердца: «Нет никакого достижения там, где нечего достигать». Просветление — это не просветление. Это просто учебное слово.
«Чему оно учит?»
«Когда голоден — ешь, когда устал — отдыхай».
«Иногда мне кажется, что заниматься медитацией уже эгоизм. У меня нет ощущения того, что я когда-нибудь помогу другим, занимаясь сидячим Дзэн...»
«Что есть вы? Что это за Эго, которое чувствует эгоизм? Если вы поймете это, то вы узнаете, что по-настоящему нет разницы между вашим эго и всеми существами во вселенной. В конце концов все являются одним и тем же. Вы включаете в себя все существа. Поэтому, если вы приходите сюда ради самого себя, то вы приходите ради всех существ».
Другой ученик сказал: «Я не вижу разницы между желанием и стремлением. Если у вас есть мысль «я хочу спасти всех существ», разве нет тут все же двойственности: я и существа?»
Сон Са сказал: «Прежде чем использовать эти слова, вы должны понять, что такое это я».
«О'кей. Скажите мне, что это такое?»
«Вы обедали?»
«Да».
«Каков был вкус?»
«Вкус риса».
«Я ударю вас 30 раз».
«Уух!»
Первая ученица сказала: «Позвольте спросить вас: «Если бы вы могли делать все, что душе угодно, то чего бы вы хотели больше всего?»
«Стать просветленной».
«А после того, как вы станете просветленной, что вы станете делать тогда?»
Несколько секунд ученица молчала. Затем она сказала: «Не знаю».
Сон Са сказал: «Больше всего вы хотите достичь просветления. И вы не имеете ни какого представления о том, что вы будете делать с ним дальше. Это незнание и есть ваше истинное «Я». До тех пор пока вы цепляетесь за свое желание достичь просветления, вы его никогда не достигнете. Однако желание приводит вас сюда, чтобы сидеть Дзэн. Так приходите и сидите. Это первый шаг».