4-6 июля - Майдар Хурал
Материал из Buddha World.
Трудно дать лишь краткое описание Бодхисаттвы Майтреи (Майдар - бур.), в котором воплощены все надежды буддийского мира – от острова Цейлон до забайкальских монастырей Сибири. Майтрейя, “Любящий”, Аджита, “Непобедимый” – такие имена даны ему верующими.Майтрейя – единственный Бодхисаттва, которого знает хинаяна. Уже в Дигха-никае о нём говорится, как о будущем Будде, преемнике Шакьямуни. В одном из разделов Лалитавистары говорится, что Просветлённый, прежде чем снизойти на землю с небес Тушита, чтобы стать Буддой, указал на Бодхисаттву Майтрейю как на своего наследника - пятого Будду - и возложил на его голову свою диадему Бодхисаттвы. Минули века, но буддисты всех сект ожидают приход Грядущего.
Фа-сянь, китайский путешественник V века, донёс до нас легенду о монашеской чаше Шакьямуни, которая хранится в тайне до тех пор, пока Майтрейя не придёт воплощённым. Но не только чаша ожидает прихода будущего Будды: в горе Куккутапада, недалеко от Гайя, покоится тело Кашьяпы, третьего Будды, который хранит монашеские одежды Будды Гаутамы. Когда Майтрейя явится в мир, он чудесным образом расколет гору и получит от мудреца одежды последнего Будды. Эти легенды ярко отражают веру в то, что будущий Будда придёт, чтобы продолжить учение Шакьямуни.
Распространение махаяны неразрывно связано с именем Майтрейи. Фа-сянь, который во время путешествия по Индии услышал и записал много местных легенд, рассказывает такое предание о чудесном происхождении образа Майтрейи: “В этой стране (Дарел) был некогда Архат, который своей сверхъестественной силой поднял некоего искусного мастера на небеса Тушита рассмотреть рост, сложение и черты Бодхисаттвы Майтрейи так, чтобы затем, когда он вернется, он мог бы воплотить его образ в дереве.
Всего он совершил три путешествия для наблюдений и затем создал изображение восьмидесяти футов высотой на восьмифутовом пьедестале. В дни поста оно всегда ослепительно светится. Владыки соседних стран соперничают друг с другом в богатстве жертвоприношений ему. С давних времён и до сего дня оно находилось на виду”.
Другая традиция связывает Майтрейю непосредственно с возникновением учения Махаяны. Согласно ей, прославленный основатель буддийской школы йогачаров Асанга несколько раз посетил небеса Тушита и там, в присутствии будущего Будды, постиг сущность Махаяны.
Культ будущего Будды был очень популярен в северо-западной Индии, где жили и проповедовали многие буддийские философы, откуда поток миссионеров устремлялся в страны, лежавших позади огромных снежных далей Гиндукуша и Каракорума. В этом легко убедиться по многочисленным статуям Бодхисаттвы, созданным из серого сланца, добытого в сердце древней Гандары. Профессором Фуше изучен ряд этих скульптур. Бодхисаттва школы Гандары изображён в диадеме, облачённым в царские одеяния и держащим сосуд. Часто мы видим его сидящим со скрещёнными ногами и делающим знак наставления. Нага-пушпа, обычная на позднейших изображениях Майтрейи, в Гандаре неизвестна.
Перед рождением Будды Майтреи на земле вырастет и распустится цветок невообразимой красоты – Удумбара – символ истинно проникающей любви. Из глубочайшего сострадания и любви ко всем живым существам шести миров Он, Майтрея, сойдёт с небес Тушиты и примет зримый облик.
В Тушите Бодхисаттва Майтрея находится в окружении Бодхисаттв Манжушри-гарбхи-Цзонхавы, Акаша-вималы-Атиши, Падмапани и других. Бодхисаттва Майтрея обретёт наивысшее пробуждение под деревом «цветы дракона».
В «Чакраваттисиханадасутре» сказано: «При людях со сроком жизни в 80 тысяч лет, о монахи, появится в мире Блаженный по имени Майтрея – святой, истинно всепросветлённый, совершенный в ведении и поведении, пришедший во благо, знаток людей, непревзойдённый, укротитель буйных, Учитель богов и людей, Просветлённый. Блаженный передаст Дхарму, прекрасную в начале, прекрасную в середине, прекрасную в конце, благую по смыслу и выражению, полную и законченную, совершенно чистую, ведущую к брахманскому житию».
Существует буддийское сказание о том, что прежде чем снизойти на землю Будда Шакьямуни возложил свою диадему Бодхисаттвы на голову Майтреи. Когда наступит Его час, Он проявится на земле, и перед Ним раскроется священная гора Кукупада, чтобы новый Будда Майтрея смог взять спрятанные там монашескую одежду и чашу Будды Шакьямуни.
Знаки Майтреи в виде Дхармы уже достигли нашей земной жизни. Великий Пандит Асанга для развития ясных законов Махаяны в течение 12 лет созерцал Майтрею в пещере горы Кукупаду. После завершения созерцания Асанга увидел на дороге собаку в червях и решил избавить её от страданий. Он отрезал кусок мяса от собственного тела, чтобы им выманить червей. Но когда он попытался поймать собаку, то на её месте вдруг появился Майтрея и спросил у Асанги, что он желает от него. На что он ответил: «Я желаю распространять Учение Махаяны». Тогда Майтрея велел Асанге держаться за край его одежды и умчался в страну Тушита. Асанга пробыл в Тушите 6 месяцев и слушал Учение от самого Майтреи. Возвратившись на землю он записал пять трактатов. Асанга распространяя Учение Будды прожил 150 лет.
Церемонию «Круговращение Майтреи» (тиб. «Чжямкор») ввёл реформатор тибетского буддизма, великий Учитель Дже Цзонхава. Впервые она была провёдена в 1409 году.
В дореволюционное время в дацанах Бурятии имелись специальные дуганы (храмы), посвящённые Будде Майтрее. Праздничные хуралы проходили при большом стечении народа в пышно обставленных храмах. В рамках Майдариин Хурала устраивались «Эрын Гурбан Наадан» («Три игры могучих мужей»), которые включали в себя борьбу, конные скачки и стрельбу из лука. Победители состязаний получали щедрые дары от Пандито Хамбо Ламы.
В этом году Майдариин Хурал с 4-го по 6-е июля во всех дацанах Буддийской традиционной Сангхи России пройдут торжественные молебны, во время которых Ламы будут читать священные гимны в честь Будд, возносить хвалу Майтрее, молиться о его скором снисхождении на землю, делать подношения, угощения, приготовленные из священных компонентов.
5-го июля в Иволгинском дацане верующие имеют возможность получить благословение у XII Пандито Хамбо Ламы Д.Д. Этигэлова.
Подготовил Буда Дугарцыренов.