15. Рассказ о Ко Бонге.

Материал из Buddha World.

Ко Бонг был одним из величайших дзен-мастеров в китайской династии Сунг.

Когда ему было 20 лет, учитель дал ему коан: «Где я был до рождения, и куда я уйду после смерти?» Медитируя над этим коаном, он начал чувствовать себя как путешественник, заблудившийся в дремучем лесу. «В то время, — писал он позднее, — Мне все затмили мои собственные заблуждения».

Прошло три года. Ко Бонг боролся с коаном день и ночь. Но ему никак не удавалось прийти к точности. Наконец в отчаянии он отправился навестить знаменитого дзен-мастера Сеон Ама. Ко Бонг рассказал ему о свои неудачах проникновения в коан и попросил помощи.

«Нам говорили, — сказал мастер, — что все существа обладают природой Будд прошлых, настоящих и будущих. Однако, когда монах пришел к дзен-мастеру Джо Джу и спросил, обладает ли собака природой Будды, Джо Джу сказал: «Нет!» Что значит это «Нет!»?»

Ко Бонг остолбенел. Пока он пытался найти ответ, Мастер взял посох, сильно ударил его по плечу и выгнал.

Итак, страдая от боли и плача от жалости к себе, Ко Бонг вернулся в свой монастырь. Он не мог не думать о вопросе Мастера. Что бы это значило? Что бы это значило? Внезапно в его уме как пламя в темной комнате зажглось понимание, которое распространялось пока не заполнило все его существо. Тот первоначальный коан «Где я был до рождения и куда уйду после смерти?» — казался теперь очевидным.

На следующий день, когда он работал на монастырских полях, Сунг Ам пришел повидать его. Он сказал: «Доброе утро. Как идут твои поиски?»

Ко Бонг сказал: «Если человек убивает свое желание искать, то он наверняка находит то, что искал».

Внезапно мастер схватил его за воротник и закричал: «Кто тащит этот труп?»

Хотя Ко Бонг в совершенстве понял коан, он вновь был парализован и лишь глазел как идиот. Мастер оттолкнул его и ушел.

Ко Бонг был так озабочен своей новой неудачей, что сутками не мог заснуть. Затем, однажды ночью, ему во сне явился его первый учитель и дал ему другой коан: «Все вещи возвращаются к единому; Куда возвращается этот единый?» Проснувшись, он обнаружил, что все его сомнения и затруднения собрались в одну массу, которая тяжелым камнем легла на сердце. В течение пяти дней он ходил в стопоре. На шестой день он забрел в большой зал монастыря, где монахи как раз отмечали смерть пятого патриарха школы Лин-чи. По этому случаю они повесили портрет патриарха, на котором тот сам написал следующее четверостишие:

Тридцать шесть тысяч утренних зорь

В одной сотне лет.

Разве ты до сих пор не знаешь,

Что это все тот же старый приятель?

Когда Ко Бонг читал последние слова, на него снизошло озарение. «В этот момент, — писал он позднее, — Я почувствовал, как вся вселенная разбилась на мельчайшие кусочки, и вся поверхность земли выровнялась в одну. Не было ни меня, ни мира, как будто одно зеркало отражало другое. Я задал сам себе несколько коанов и ответы были прозрачно ясны».

На следующий день он пошел повидать Сунг Ама.

Мастер спросил его: «Кто таскает твое безжизненное тело?»

Ко Бонг закричал: «КАТЦ!!!»

Мастер взял свою палку, но Ко Бонг вырвал ее из его руки и сказал: «Оо-ух! Ты не сможешь ударить меня сегодня».

Мастер сказал: «Почему бы нет?»

Ко Бонг поднялся и вышел из комнаты.

Некоторое время спустя другой дзен-мастер посетил Ко Бонга и сказал: «Поздравляю. Я слышал, что ты достиг великого просветления».

Ко Бонг улыбнулся и сказал: «Спасибо».

— Можешь ли ты удерживать это состояние все время?

— Да, действительно.

— Даже тогда, когда ты работаешь или спишь, или видишь сон?

— Да, даже во сне.

— А как насчет сна без сновидений, где нет ни зрения, ни слуха, ни сознания. Где твое просветление тогда?

Видя, что ко Бонг не мог ответить, мастер сказал: «Позволь мне дать тебе совет. Когда ты голоден — ешь, когда устал — отдыхай. В минуту пробуждения, каждое утро задавай себе вопрос: «Кто хозяин этого тела и где его обиталище?» Это приведет тебя к конечному пониманию».

Поэтому Ко Бонг принял решение работать над этим вопросом непрерывно, даже если он сведет его с ума.

Прошло 5 лет.

Он с другом отправился в паломничество на север Китая. По пути они остановились в гостинице. Будучи очень усталым, его друг незамедлительно заснул. Ко Бонг сидел в углу и медитировал. Внезапно, когда его друг пошевелился во сне, его деревянное изголовье упало на пол. Ко Бонг услышал звук, и его ум распахнулся так, что вся Вселенная наполнилась светом. Он понял не только свой собственный коан, но все коаны, передаваемые Буддой и патриархами. Он почувствовал себя как путешественник, который после долгого пути наконец пришел домой. В этот момент великого пробуждения он составил следующее стихотворение:

Человек, который пришел к этому,

Тот же человек, что был здесь с самого начала.

Он делает то, что всегда делал.

Ничего не изменилось.

Магазин
Магазин
Монах из монастыря Дрепунг Гоманг дарует курс лекций для россиян
Монах из монастыря Дрепунг Гоманг дарует курс лекций для россиян
Наверх