Шраваки

Материал из Buddha World.

Объяснение каждой из Колесниц содержит четыре пункта: точка зрения, поведение, практика медитации и плод. Они соответствуют Четырём Благородным Истинам: точка зрения соответствует пониманию страдания, поведение соответствует пониманию причин страдания, плод - это прекращение страдания, а практика медитации является путем, ведущим к этому прекращению.

Точка зрения Шравак такова, что внешний мир не существует в том виде, как мы его воспринимаем; однако, они верят в истинное существование мельчайших неделимых частиц, которые являются как бы стандартными блоками, составляющими внешние явления (атомами). Этой точки зрения придерживаются Вайбхашики и Саутрантики. Они верят также в кратчайшие неделимые мгновения сознания (внутренний аспект). Из двух видов отсутствия самости они постигают отсутствие самости личности.

Что касается поведения, то они избегают десяти негативных действий и практикуют десять позитивных. В целом, их поведение соответствует поучениям Винайи, обетам для мирян (по-тибетски Геньен), для послушников (по-тибетски Гецюл) и для монахов (по-тибетски Гелонг).

Их практика медитации состоит, в основном, из Четырёх Благородных Истин:

1. Истина Страдания - это страдание в различных сферах существования. В цикле существования есть Три Сферы: Сфера Желания, Сфера Формы и Бесформенная Сфера.

2. Истина Источника Страдания - это мешающие эмоции и карма.

3. Истина Прекращения Страдания - это отсечение мешающих эмоций и кармы.

4. Истина Пути, или метод - это, в основном, практика медитации Шинэ, медитации пребывания в покое.

Обретение плода практики Шраваки содержит четыре этапа:

1. Вошедшие в поток, или те, кто вошли в поток мгновений, составляющий Путь Видения (они достигли определённого совершенства).

2. Те, кто возвратятся однажды в Сферу Желания.

3. Те, кто больше не возвратятся в Сферу Желания, но возвратятся однажды в Сферу Формы и Бесформенную Сферу.

4. Архаты.

Их характеристики следующие: они страшатся страдания циклического существования, имеют сильное стремление к Освобождению и обладают небольшим сочувствием.

Всё то же самое касается и Пратьекабудд, но у них, помимо этого, есть гордость. Их название буквально означает «Побеждающий Сам» (по-тибетски Ранг Гьял). Они бывают двух типов:

практикующие в группах и практикующие в одиночестве. Активность Будды достигает их посредством света или воодушевления, но они утверждают, что у них нет учителя - они держат его имя в тайне.

Их точка зрения такова, что во внешнем мире ничто не является истинно существующим, в том числе и атомы, в противоположность утверждениям Шраваков. Но что касается внутреннего плана, то они верят в истинно существующие кратчайшие мгновения сознания, полагая, что внешние явления состоят лишь из продолжительности этих мгновений сознания.

Они понимают, что самость личности и самость внешних явлений, то есть самость воспринимаемого, на самом деле не существуют; но они не понимают тонкого отсутствия самости внутренних явлений, то есть несуществования воспринимающего.

Их поведение в точности соответствует поведению Шраваков - их обетам и так далее.

Их практика медитации состоит из Четырёх Благородных Истин и, кроме того, Двенадцати Звеньев Взаимозависимого Происхождения. Они следующие: неведение, действия и накапливаемая карма, сознание, название и форма, шесть источников восприятия (шесть органов чувств), контакт, ощущение, желание, хватание. Из связи всех этих звеньев возникают существование (становление), рождение, а также старение и смерть.

Пратьекабудды анализируют своё состояние, переходя от следствия к соответствующей причине, пока не приходят таким образом к изначальному неведению как к последней причине. В конечном счёте они понимают, что эго не существует на самом деле. Таким образом, они могут корректировать свои ошибочные взгляды и понимать истинную природу своего ума, поскольку неведение является всего лишь проявлением ума.

Они медитируют на это и постигают истинную природу неведения - то, что оно пустое в смысле отсутствия у него каких-либо истинных характеристик.

Обретение ими плода выглядит так, что после накопления заслуги в течение сотни мировых эпох они проходят Путь Видения и Путь без Учения в один момент и становятся Архатами. В своей последней жизни они рождаются в стране, где нет Будд и учителей. Таков особый результат их практики.

Теперь - о пути Бодхисаттвы.

Бодхисаттвы показывают путь к Просветлению, а Будды показывают цель. Потенциалом Бодхисаттв (потенциалом Махаяны) является любовь и сочувствие.

Их точка зрения такова. Есть относительная реальность, внешний мир явлений, и окончательная реальность - то, что явления, хоть и происходят, пусты по своей природе и не существуют на самом деле. Несмотря на то, что Бодхисаттвой становятся после принятия обета Бодхисаттвы, настоящим Бодхисаттвой становятся только при достижении первого Уровня Бодхисаттвы. Это означает полное постижение двух истин, относительной и окончательной, и, тем самым, двух аспектов отсутствия самости.

Явления - это «видимый» аспект ума, то, что проявляется подобно нашему отражению в зеркале или подобно отражению луны в воде. Привычные тенденции, которые сложились в результате наших действий и до сих пор хранились в уме, отображаются наружу и образуют внешний мир и все иллюзорные явления. Они возникают естественно, сами по себе, в качестве аспекта ума. И, проявляясь таким образом, по своей истинной природе они пусты в смысле отсутствия у них неотъемлемого существования.

При осознании и полном постижении двух истин обретаются совершенные способности, о которых известно из жизней великих совершенных мастеров (на санскрите Махасиддхов), - такие как способность проходить сквозь камни, превращать воду в огонь и наоборот, и так далее. Это признак постижения пустотной природы явлений.

Поведение Бодхисаттвы состоит из развития Просветлённого Настроя, выражаемое принятием обета Бодхисаттвы, а также Шести Освобождающих Действий (на санскрите Парамит) и четырёх особых качеств, которые сводят людей вместе.

Освобождающие Действия будут объяснены позже. Качества, сводящие людей вместе - это:

  • Щедрость
  • Умение говорить с людьми подобающим образом (приятная речь)
  • Занятия практикой для блага других
  • Поведение, соответствующее позитивному поведению других (в соответствии с обычаями той или иной страны)

Практика медитации состоит из 37 шагов пути Бодхисаттвы, или 37 факторов Просветления, куда включаются вера, усердие, внимательность, медитативная концентрация (по-тибетски Шинэ) и высшее видение (по-тибетски Лхагтонг) и так далее.

Обретение плода на пути Бодхисаттвы выглядит так, что спустя три безмерно долгих мировых эпохи достигается Путь без Учения и, таким образом, совершенное Состояние Будд. Первые два из Пяти Путей практикуются во время первой из этих трёх мировых эпох. Сразу после начала второй мировой эпохи достигается Путь Видения - первый Уровень Бодхисаттвы. Затем практикующий проходит первые семь Уровней Бодхисаттвы (нечистые уровни) на Пути Медитации. С третьей мировой эпохой связано прохождение от седьмого до десятого Уровня Бодхисаттвы (прохождение через три чистых уровня). Это - Путь без Учения. Но при условии хорошей практики, особенно при помощи очень эффективных методов Ваджраяны, или Алмазного Пути, возможно пройти все Пять Путей за одну жизнь. И великие мировые эпохи не должны нас пугать.

В конечном счёте, обретается благо для себя, Тело Истины (на санскрите Дхармакайя), а также, благодаря тому, что практикующий на своём пути совершал молитвы-пожелания о способности помогать всем живым существам, теперь для блага обычных существ он проявляет две Кайи Формы - Тело Радости (на санскрите Самбхога-кайя) и Тело Излучения (на санскрите Нирмана-кайя).

/*
Магазин
Магазин
Буддийская Живопись и каллиграфия
Буддийская Живопись и каллиграфия
*/
Наверх