Шаджин-ламА Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче для “Независимой газеты”

Материал из Buddha World.

Родившийся в семье калмыцких эмигрантов в США, будущий глава буддистов Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче (в миру Эрдни Омбадыков) о своем намерении стать монахом заявил еще в четырехлетнем возрасте, а после встречи с Далай-ламой в шесть лет последовало долгое тринадцатилетнее обучение буддийским дисциплинам в монастыре Дрепунг Гоман (Индия).

Тэло Тулку Ринпоче впервые посетил Калмыкию в 1991 году в составе делегации Далай-ламы XIV. После первой встречи с исторической родиной и приглашения возглавить процесс духовного возрождения степной республики, остро нуждавшейся в его знаниях и духовном опыте в 1992 году, Тэло Тулку Ринпоче был избран Шаджин-ламой (главой буддистов) Калмыкии.

За время руководства буддийской общиной Ринпоче восстановлено и построено свыше 30 храмов и молельных домов, как разрушенных в годы советской власти, так и новых. Начиная с 2005 года резиденция Тэло Тулку Ринпоче находится в главном храме Калмыкии – «Золотая обитель Будды Шакьямуни». Сейчас это крупнейший буддийский храм Европы.

Во время первых визитов Далай-ламы в Калмыкию в начале 1990-х годов, ставших отправной точкой для восстановления буддизма в республике, Тэло Тулку Ринпоче сопровождал его, и при его непосредственном участии состоялся приезд лидера тибетских буддистов в Россию в ноябре 2004 года.

Ваше Святейшество, каковы первостепенные задачи для полноценного развития буддизма в России?

– Первостепенная задача – сохранить чистоту традиции и учений Будды в это чрезвычайно сложное время. На протяжении 2550 лет буддистам удавалось поддерживать чистоту монашеской и мирской дисциплины, мы должны и впредь делать на этом упор. Да, после революции 1917 года на долю буддийского духовенства и верующих России выпали тяжкие испытания, и мы утратили многие ценности: и материальные, и духовные. Можем ли мы возродить утраченное, вернуться к чистой монашеской традиции, которая, вне всяких сомнений, составляет основу буддийского учения, дхармы? Думаю, да. Но это требует времени и усилий. Помните, что духовная дисциплина отсутствовала в России на протяжении 70 лет, и сегодня мы наблюдаем постепенное возрождение не только буддизма, но и других религиозных традиций.

Многое меняется в современном мире, и Россия не исключение. Общество сталкивается со множеством проблем – политических, экономических, нравственных. Чтобы преодолеть эти трудности, опять же необходима духовная дисциплина и отвечающий реальной действительности кодекс морально-нравственных принципов. Нелишним было бы всерьез задуматься о том, в чем состоит буддийский подход к решению насущных социальных проблем, и найти способ предложить обществу элементы буддийской этики. Уверен, это принесет пользу – будет способствовать его оздоровлению.

– Не кажется ли вам, что присутствие в Межрелигиозном совете Хамбо-ламы Бурятии в качестве представителя Буддийской традиционной сангхи России при вашем (и тувинского Камбы-ламы) отсутствии является очевидной несправедливостью? Может быть, пора исправить положение?

– Исправить положение необходимо, мы должны привести ситуацию в соответствие с реальным положением вещей. С момента распада Советского Союза, когда началось возрождение буддизма, у каждой из трех буддийских республик были свои внутренние проблемы, требующие безотлагательных действий. Буддийскому духовенству каждой республики нужно было уделить время своему сообществу, разобраться с вопросами внутреннего характера, прежде чем выходить на государственный уровень, предпринимать попытки к объединению и совместными усилиями способствовать сохранению чистоты буддийской традиции.

У меня как главы буддистов Калмыкии множество неотложных задач. Убежден, есть они и у бурятского, и тувинского духовенства. При этом ничто не препятствует взаимному сотрудничеству, если все стороны считают, что такое сотрудничество необходимо. Я лично всегда готов сделать шаг навстречу.

Однако очень важно отдавать себе отчет в том, что в отличие от православия в российском буддизме – да и не только в российском – никогда не было централизации. Калмыкия, Бурятия и Тува вошли в состав России в разные годы (к слову сказать, Калмыкия была первой: мы недавно отметили 400-летний юбилей). Духовная жизнь каждого из народов развивалась независимо друг от друга, и при этом все они поддерживали тесные связи с Тибетом. Это становится очевидным даже при поверхностном знакомстве с историческими источниками.

Сегодня на федеральном уровне представлена только Буддийская традиционная сангха России – организация, которая никак не связана с головными буддийскими организациями двух других республик: ни с Объединением буддистов Калмыкии, ни с Объединением буддистов Тувы.

Интересы этих республик не принимаются в расчет, если федеральный Центр прислушивается исключительно к базирующейся в Бурятии Сангхе. Мы можем однозначно заявить, что присутствие ее главы Дамба-ламы Аюшеева в федеральных органах власти не принесло никакой пользы ни буддистам Калмыкии, ни буддистам Тувы. Их голоса не слышны, а интересы не учтены. Это нужно менять, и чем быстрее, тем лучше.

– Каким, на ваш взгляд, может и должно быть буддийское образование в России? Устраивают ли вас «Основы буддийской культуры» и практика введения этой дисциплины в школах в целом?

– Я считаю введение предмета «Основы мировых религий» в школах правильным и своевременным шагом, так как эта дисциплина помогает раскрыть сердца наших детей. Я глубоко убежден, что чем больше у нас знаний о других культурах и религиях, тем лучше.

С другой стороны, этот предмет вводился слишком поспешно и без должной подготовительной работы. Учителя, которые должны были преподавать эту дисциплину, не прошли необходимой подготовки. Но тем не менее это хорошее начало, и я надеюсь, что работа в этом направлении будет продолжена.

Как вы знаете, Калмыкия была выбрана в качестве одного из регионов, где проводился эксперимент по обучению основам религиозных культур. Позитивные результаты налицо, но прежде всего потому, что духовенство Калмыкии оказало большую помощь преподавателям: мы провели целый ряд семинаров и лекций, чтобы помочь учителям хотя бы отчасти разобраться в многогранной философии буддизма. И, конечно же, мы регулярно встречаемся с учащимися школ и других учебных заведений: читаем лекции, проводим семинары.

– Изменилось ли как-нибудь положение буддизма в Калмыкии после ухода с президентского поста Кирсана Илюмжинова?

– Вне всяких сомнений, Кирсан Илюмжинов сделал очень многое для возрождения буддизма. Однако важно помнить о том, что свое содействие он оказывал не как государственный чиновник и не как глава республики. Это был его вклад как жителя Калмыкии и как буддиста. Конечно, нам жаль, что он больше не возглавляет Калмыкию, но я возлагаю большие надежды на нового главу республики Алексея Орлова, которого знаю долгие годы. Однако Кирсана Илюмжинова в его содействии буддизму не заменит никто.

– Каковы взаимоотношения буддистов с другими религиями в Калмыкии?

– Представителей различных религиозных институтов в Калмыкии связывают дружественные отношения, мы ведем открытый диалог и обсуждаем вопросы прямо и искренне, не боясь задеть чьи-то чувства. Я рад отметить, что у нас нет никаких проблем. А если бы они возникли, то мы бы обсудили их со всей открытостью и нашли взаимоприемлемое решение. Думаю, отчасти это происходит потому, что в Калмыкии осознают, что при всей несхожести философских основ различных вероисповеданий все они стремятся принести благо человечеству. Мне было очень отрадно, когда православный владыка Зосима (в то время он был епископом Элистинским и Калмыцким) после встречи с Его Святейшеством Далай-ламой сказал, что в нем «очень много от православных подвижников». Такая готовность с уважением и пониманием отнестись к ценностям других религий поистине сближает людей.

– Вы инициатор проведения учений Далай-ламы для буддистов России в Индии. Вы действительно думаете, что проповеди, услышанные так далеко от России, смогут повлиять на положение дел в российском буддизме?

– Маленькое уточнение: я был одним из инициаторов этой практики. На мой взгляд, события прошлых лет уже доказали, что учения, проведенные даже на столь значительном расстоянии от России, имеют множество преимуществ. Во-первых, люди попадают в новую среду, в другую часть земного шара, знакомятся с культурой других стран. Совершают паломничество по святым местам буддизма. Встречаются с представителями других направлений буддизма, с буддийскими философами, высокими ламами, монахами. Все это невозможно получить, оставаясь на территории России.

И, конечно, самое главное – они могут соприкоснуться с мудростью Его Святейшества Далай-ламы, получить его благословение и, что самое важное, его философские учения и посвящения. Все мы знаем, что годы Его Святейшества Далай-ламы уходят, а наши просьбы о предоставлении ему въездной визы в Россию отклоняются на регулярной основе. Так что встреча с ним в Индии и других странах пока остается нашей единственной возможностью учиться у него, поддерживать с ним связь. И это приносит колоссальную пользу каждому. Я глубоко убежден в том, что учения Далай-ламы для российских буддистов, пусть даже они проводятся в Индии, самым существенным образом влияют на состояние буддизма в России, и это влияние, вне всяких сомнений, будет расширяться.

– Как вы думаете, приблизит ли отказ Далай-ламы от политической деятельности возможность его приезда в Россию по приглашению калмыцких буддистов?

– Буквально на днях я размышлял на эту тему. Если помните, в прошлом году оживленные дебаты по поводу возможности визита Далай-ламы в Россию завершились предложением министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова к российским буддистам «послать сигналы в адрес Далай-ламы» с тем, чтобы он «сконцентрировался исключительно на религиозной деятельности». В этом случае, по словам министра, для его визита в Россию не было бы никаких препятствий.

Так уж совпало, что в этом году Его Святейшество официально сложил с себя полномочия политического лидера Тибета. Открывает ли это нам возможность принести в Россию его знания, мудрость и величайшее сострадание? Надежда умирает последней – мы должны сохранять оптимизм.

Алексей Белов «Независимая газета»

Магазин
Магазин
Введение в практику и День Дзадзен в Череповце
Введение в практику и День Дзадзен в Череповце
Наверх