Фрейд, Юнг, Фромм: Буддизм в современной психологии

Материал из Buddha World.

В настоящее время многие ученые проводят параллели между буддизмом и психологией. Многие склонны утверждать, что буддизм не просто религия, а целостная философия жизни. Но мало кто знает, что сама психология, в своем становлении, испытала огромнейшее влияние философии и практики буддизма.


Знаменитый австрийский психолог Зигмунд Фрейд (1856-1939гг) – отец-основатель психоанализа и психоаналитической школы, терапевтического направления в психологии, как писал о нем Джонс в 1953г.:“Личное изучение Фрейдом религиозного опыта не дошло до восточных учений”. Однако колесо времени неумолимо катится, а в истории всплывает множество ранее не известных фактов. И теперь уже многие готовы не согласиться с мнением Джонса.

Когда психоанализ изучил все возможные человеческие инстинкты, ученые - психоаналитики пришли к «застою» и было совершенно ясно, что в развитой к тому времени технике психоанализа чего-то не хватало.

По этому поводу, швейцарский психоаналитик Людвиг Бицвангер, как-то сказал Фрейду: «Может проблема состоит в отсутствии духа? Поскольку пациентам сложно, а иногда и просто не возможно подняться до «духовного диалога» со своим психоаналитиком. Может ли этот барьер в общении послужить причиной сохранения болезни?». Кивнув, Фрейд сказал: «Да, дух – это все». Бицвангер был удивлен этим ответом, поскольку до этого момента все считали Фрейда «законченным материалистом». Бицвангер уточнил, не подразумевает ли он под духом – «ум», на что основатель психоанализа ответил: «Людям во все времена было известно, что они обладают духом. Я же просто показал, что существуют еще и инстинкты».

Зигмунд Фрейд был искренним ценителем философии Шопенгауэра, который в свою очередь черпал свое философское вдохновение в философских трактатах буддизма. И когда в своей работе Фрейд столкнулся с проблемой человеческого духа, он завел переписку со своим старым другом Роменом Ролланом – автором книги об индийском мистике - Рамакришне. В этой переписке Роллан многократно предлагал Фрейду изучить медитативные техники – через призму психоанализа. Фрейда поначалу останавливал обывательский страх, но постепенно он сам приходит к этому. Об этом в 1930-ом году Фрейд писал: «Сейчас я пытаюсь проникнуть в индийские джунгли. По правде говоря, мне нужно было решиться на это гораздо раньше…».

Фрейд заинтересовался философией буддизма. К его коллекции статуэток присоединяются несколько статуэток Будд, самая драгоценная из которых статуэтка Аволокитешвары. Эти статуэтки и теперь можно увидеть в венском доме - музее З.Фрейда по ул.Бергассе, дом 19.

Точно не известно применял ли Фрейд буддийские концепции в психоанализе. Аналогична буддийской тантрической практике «яб-юм» - «фалоцентрическая концепция Фрейда».

Но вероятней всего, Фрейду не были чужды и занятия медитацией. Он описывал свой опыт различных методик дыхания: «Особые методики дыхания, сосредотачивая наше внимание на телесных функциях, могут действительно разбудить в нас новые ощущения и чувство общности». Аналогия с медитативной техникой «самадхи» - очевидна! И это вовсе не удивительно. В то время многие известные психоаналитики, в частности: Ференци, Джонс, Александер, Левин, Грюненберг и т.д., занимались буддийской практикой концентрации и даже пытались реализовать «самадху»!

Ученые – психоаналитики в серьез заинтересовались медитативными упражнениями. На последнем психоаналитическом конгрессе, в котором принимал участие Зигмунд Фрейд, Александер поднимает тему о практике буддийской медитации и четко описывает состояние буддийского монаха погрузившегося в глубокую концентрацию.

Фрейд не успевает подробно изучить философию и практики буддизма – он умер в 1929 году. И не известно, к каким бы выводам он пришел, прожив еще пару лет.

Но тема буддизма в психоанализе не осталась без внимания. Ее продолжали и продолжают развивать многие ученные на протяжении поколений.

Франк Александер провел целое исследование буддийского тренинга.

Карл Густав Юнг (1875-1961гг) – первый президент психоаналитического общества, не только изучал концепции буддизма, но и, основываясь на них, создал целые направления в психоанализе. К примеру, на основе буддийской концепции «пяти скандх», Карл Юнг ввел в науку термин «самости», которое со временем обратилось в целое направление психоанализа. Так же Юнг писал предисловия к разным буддийским изданиям.

Эрих Фромм (1900-1980гг) – основатель психоаналитического общества в Америке, в 1949 году провел целый семинар на тему: «Психоанализ и буддизм», который был своего рода толчком к написанию целого труда с одноименным названием.

Таким образом, буддизм оказал огромное влияние на становление современного психоанализа и многие ученные и по ныне продолжают развивать эту тему.

Арши Чонгонов – гецул, монах хурула «Золотая Обители Будды Шакьямуни».

/*
Магазин
Магазин
Ват Арун
Ват Арун
*/
Наверх