Тыниссон Карл

Материал из Buddha World.

Карл Тыниссон, также Карлис Тэнниссонс, Брат Вахиндра (20 августа 1873 — 9 мая 1962) буддийский монах и проповедник буддизма, автор многих книг по буддизму. Родился в 1873 вблизи Пыльтсамаа на хуторе Одратси.(1) Эта дата совпала по времени с религиозным диспутом в Шри-Ланке между монахом Мохоттивате Гунанандой и христианским миссионером Давидом де Сильва. Считается, что буддийский монах победил, укрепив тем самым положение Тхеравады и официально возобновил буддийстские традиции на Шри-Ланке. В церковной книге лютеранского прихода Пылтсамаа он отмечен как сын Ка(а)рэла Августа Михкеля — Тыниссон. По другим данным Тыниссон родился В Латвии (Ливония) на берегу реки Паала. После смерти в Янгоне Карла Тыниссона объявили в тхеравадинском монастыре Бодхисаттвой.

В 1892-ом году Тыниссон поступил на философский факультет Петербургского университета. Во время обучения в университете он проживал у Эспер Эсперовича Ухтомского, который был другом отца Карла ещё в юности. И отец Тыниссона Михкель (Михаил), и Ухтомский интересовались этнографией; Михаил был лично знаком с Николаем II. В доме Ухтомских Тыниссон виделся с учащимся в Петербурге бароном Романом Унгерном фон Штернбергом, который неоднократно посещал Ухтомских вместе с Тундутовым (это обстоятельство упоминают в своих воспоминаниях однокашники барона по школе и армии).

В 1893 году Тыниссон впервые отправился в Бурятию изучать буддизм. Официально в Петербурге в 1897 году было уже 75 буддистов. В 1900 году Карл Тыниссон побывал на Камчатке, в Бурятии, Монголии и в Китае. С апреля по август 1903 года Тыниссон находился на Камчатке в Петропавловске, первого сентября он отбыл во Владивосток. До лета 1905 года Тыниссон действовал в районе пустыни Гоби, бывал в центральной Монголии, пустыне Каракорум и в Урге. В том же году Агван Доржиев познакомил его с XIII Далай-ламой. 1906 год Тыниссон встречал в Монголии, в монастыре Эрдэни-Цзу, где он повстречался с Джа-Ламой. В Эрдэни-Цзу проживало более 3000 монахов, большинство их них жили в юртах. В то время в Монголии было 750 монастырей и 1800 храмов. В Урге Тыниссон остановился у Его Святейшества Чжэбцун Дамба хутухты-хана.

В 1907 году Тыниссон отправился из Тувы в Оренбург, где в марте он прочитал целую серию лекций по буддизму. Лустиг вспоминает, что слушатели задавали много вопросов и были заинтересованы в учении Сиддхартхи. Из Оренбурга Тыниссон отправился в Самару, где так же пытался разбудить в людях интерес к учениям Будды, но без особого успеха. Разочаровавшись в Самаре и в её жителях, Тыниссон отправился в Саратов, где студенты интересовались буддизмом и Тибетом. Шестеро студентов даже были вегетерианцами, в городе работал ресторан для вегетарианцев. В Саратове будущий Главенствующий Епископ буддизма Прибалтики встретил многих выходцев из Эстонии и Латвии, которые искали пристанища на берегу Волги, спасаясь от властвовавших в Прибалтике нищеты и гнета. Далее он двинулся в сторону Астрахани, где поблизости были расположены многочисленные буддистские монастыри и храмы калмыков. Местный главенствующий лама дружелюбно принял путешественника. Добро отзывался о Тыниссоне позже и Агван Доржиев, который, от имени Поталы, одобрял действия Карла по части Тибета.

1909 — Тыниссон в Риге издаёт свою первую книгу на русском языке «Ученье о том, как человек станет бессмертным». Книга была издана типографией Г. Будберга. В 1912 году в Тарту был выпущен сборник его стихотворений. В 1914 году Тыниссон был призван в армию; он служил в Четвертом Кавказском полку и участвовал в сражениях в Восточной Пруссии. В 1915 году, будучи буддистским монахом, Тыниссон участвовал при окружении и взятии крепости Пржемысли. За участие в сражении он был награждён Георгиевским Крестом. В марте 1915 года Тыниссон ушёл из армии и направился в Бурятию, оттуда в Ургу в Монголии и далее в Богдо близ Тибета. В 1920 году Доржиев официальным приказом назначил Брата Вахиндру охранителем Петербургского дацана и отбыл в Баку, где на Конгрессе Народов Стран Востока было решено потребовать автономию для калмыков, бурят и монголов. Занимавшийся историей храма и служивший директором музея им. А. Козлова А.Андреев упомянул в своих исследованиях Карла Тыниссона, написав о происшествии, когда последний прибыл в 1920 году из Бурятии в революционный Петроград и обнаружил, что большевики разгромили храм; тогда же он встретился и с академиком Щербатским, который в то время следил за постройками и сокровищами храма.

1911 — Унгерн прибывает из Забайкалья в Таллин и три месяца проводит в Эстонии.

1912 — 26 апреля в Эстонии родился эстонский буддист Вольдемар Фридрих Люстиг, в дальнейшем товарищ Тыниссона. В это время Тыниссон находится в Тарту, где и издаёт сборник буддистских стихов собственного сочинения.

1914 — Карла призывают в армию, он служит в 4-м Кавказском полку. 2 мая царь Николай II официально утверждает состав священнослужителей Петербургского храма, в него поначалу входят 9 монахов, пятеро из которых должны быть обязательно гелонгами, в том числе и Тыниссон. С этого момента его статус буддийского монаха становится признанным официально.

Карл сам относился к Петербургскому храму фанатично, всю жизнь, нося с собой документы, которые удостоверяли его деятельность ламой, а позднее временным главой при Петербургском храме.

1915 — Тыниссон, как буддистский священник, участвует в покорении крепости Пржемысл. Был награждён Георгиевским крестом и в тот же год подал в отставку.

1915 — в Петербурге состоялось официальное открытие дацана — храма Калачакры. После открытия Тыниссон едет в Бурятию и в Ургу. См. Буддийский храм в Санкт-Петербурге.

1917 — летом Агван Доржиев уезжает из Петрограда, оставляя заместителем Тыниссона, чтобы в Тамчинском дацане обсудить перспективы буддизма с верховными ламами. Чуть позднее барон Унгерн также покидает Петроград.

1918 — барон Унгерн, которого прозвали Кровавым бароном, устанавливает со своими войсками жёсткую диктатуру в Забайкалье.

1919 — красноармейцы грабят Петроградский дацан, нанеся общине большой урон. 1920 — барон Унгерн в ситуации нестабильности в Монголии на короткое время занимает Ургу, перепуганный Богдо-гэгэн даёт ему титул цин-вана и хана.

1920 - Агван Дрржиев официальным приказом назначает Карла Тыниссона главой Петроградского дацана Тыниссон прибывает из Бурятии в Петроград, обнаруживает храм разграбленный большевиками и встречается с академиком Щербатским.

1921 - Унгерн не может справиться с ситуацией в Монголии. В его войсках возникает раскол из-за его крайней жестокости. Он вытесняется в Забайкалье, вступает в бои с Красной Армией, где терпит полное поражение и попадает под арест. 15 сентября в Ново-Николаевске проводят скорый показательный судебный процесс, заканчивающийся его расстрелом.

1922 — Эстонское представительство отказывает Тыниссону в выдаче визы для въезда в Эстонию. Тыниссон комментирует это так, что его карма оставила его без навыка видения политических процессов и дипломатии, Эстония — лютеранская страна, где буддизм никому не нужен. Тыниссона принимают в посольстве Латвии, где он меняет транскрипцию своего имени на Карлис Тыниссонс.

1923 — Тыниссон едет в Тарту на основании письма, полученного от Агвана Доржиева, предупреждающего, что в Петрограде находиться опасно.

1924 — Карл переезжает из Тарту в Ригу, где организовывает первую буддистскую общину в Латвии. 1927 — Тыниссон лично встречается с Латышским президентом Густавсом Земгалсом.

1928—1930 — Тыниссон издаёт книги «Будущая светская Пан-Балтония» и «Я, и мои последователи верим» 1930 — летом в Нарве Тыниссон встречает Фридриха Волдемара Лустига, который в ноябре уже становится буддистом и монахом.

1931 — Тыниссон и Лустиг отправляются, практически без средств, из Европы в Азию, надеясь дойти до Тибета.

1933 — в ноябре умирает 13-ый Далай Лама, после чего в советской России и Монголии на многие десятилетия закрываются множество буддистских храмов.

1935 — начал массовых преследований буддизма по всей советской России, в том числе ведётся травля Петроградского дацана.

1935—1936 — Тыниссон и Люстиг проводят полтора года в Китае.

1937 — осенью чекисты устраивают ночной погром ленинградского дацана, арестовывая всех людей, и монахов и верующих. По решению «тройки» всех захваченных расстреляли, среди них и известного монголиста Барадийна. 13 ноября в Бурятии арестован 85-летний Агван Доржиев.

1938 — 29 января Доржиев умирает в тюрьме Улан-Удэ. Петербургский дацан передаётся во владение физкультурников.

1941 — Тыниссон и Люстиг в прессе критикуют правительство Таиланда за поддержку Японской политики. 1949 — эстонских монахов высылают из Таиланда. Они перебираются в Бирму. 1956 — Тыниссон и Лустиг посещают IV Всемирный Конгресс буддистов в Катманду, общаются там и с ламами из Бурятии.

1962 — 9 мая Тыниссон умирает и его провозглашают Бодхисаттвой, что является редкостью в буддистской истории.

1989 — 4 апреля Люстиг умирает в Янгоне.

/*
Магазин
Магазин
Калмыцкие монахи - студенты Дрепунг Гоманг монастыря провели для земляков большой молебен.
Калмыцкие монахи - студенты Дрепунг Гоманг монастыря провели для земляков большой молебен.
*/
Наверх