Сфера отсутствия форм
Материал из Buddha World.
Сфера арупьядхату или арупалока (Arūpaloka?), тиб. gzugs.med.pa'i khams не находится нигде в физическом мире, и ни одно из существ не имеет конкретного места, поэтому говорят только об уровнях сферы отсутствия форм, подчёркивая, что в этой сфере нет местопребываний. Эти четыре типа медитационного погружения (дхьяны) дэвов (богов) высшего уровня в нематериальную реальность (Arupajhana, arūpadhyāna) может возникнуть в виде награды за очень хорошую карму. Хотя эти состояния — верх достижения в медитации, и их иногда путают с нирваной, это всё же не нирвана и рано или поздно последует утрата стабильности и перерождение в низких уровнях сансары. Поэтому отношение махаяны к этим четырём состояниям сознания может быть неоднозначным и скорее отрицательным, потому что пребывание в этих состояниях очень длительно и бессмысленно с точки зрения спасения всех живых существ от сансары. Нахождение на этих уровнях, когда пропускаются многие кальпы возникновения и разрушения вселенной, а потом возврат обратно в низшие миры ничего не приносит существу кроме большой потери времени. В буддийской литературе иногда даже говорят, что эти состояния не лучше пребывания в аду. Анализ этих состояний показывает, что буддизм не считает медитацию самоцелью, и предпочитает более низкие медитационные уровни наивысшим. Поэтому бодхисаттвы никогда не рождаются в этой сфере, даже если они входят в соответствующие дхьяны (медитационные погружения).
Существа нематериальной сферы не имеют опоры ни в одном материальном объекте и не имеют опоры в теле, и их состояния самодостаточны — они получают наслаждение от своих состояний как таковых и стремятся их максимально продлить, поэтому сроки пребывания в этих состояниях огромные. Однако эти медитационные погружения тоже заканчиваются. У них две опоры — принадлежность к роду (то есть самодостаточность самого состояния) и жизненная сила, когда опоры иссякают, состояния прекращаются.
Обычные живые существа не могут переродиться в этой сфере, только йоги, занимающиеся специальной медитацией в маргинальном виде.
Существуют четыре типа богов (дэвов) сферы отсутствия форм, соответствующих четырём дхьянам (от высших к низшим):
Сфера, где нет ни восприятия, ни не-восприятия — Найвасамджнянасамджняятана (Naivasaṃjñānāsaṃjñāyatana?, пали: Nevasaññānāsaññāyatana, тиб. du.shes.med 'du.shes.med.min). В этой области сознание уходит за пределы восприятия (самджня, saṃjñā?) и отвержения чего бы то ни было, и попадает в такое состояние, когда они не вовлекаются в восприятие, но это состояние совершенно не является бессознательным. Этого состояния достиг Удрака Рамапутра (Udraka Rāmaputra?, пали: Uddaka Rāmaputta), второй из учителей Гаутамы Будды, и считал что это и есть просветление.
Сфера, где ничего нет (буквально: «отсутствует что бы то ни было») — Акимчаньяятана (Ākiṃcanyāyatana?, пали: Ākiñcaññāyatana, тиб. ci.yang.med). В этой дхьяне существо задумывается на тему что «ничего нет». Эта дхьяна является особой, очень глубокой формой восприятия. Этого состояния достиг Арада Калама, первый из двух учителей Гаутамы Будды, и считал что это и есть просветление.
Сфера бесконечного сознания — Виджнянанантьяятана (Vijñānānantyāyatana?}, пали: Viññāṇānañcāyatana, тиб. rnam.shes mtha'.yas). В этой дхяне происходит медитация на сознании или осознавании (виджняна), проникающим повсюду без ограничений. Сфера бесконечного пространства — Акашанантьяятана (Ākāśānantyāyatana? , пали: Ākāsānañcāyatana, тиб. nam.mkha' mtha'.yas). В этой сфере нематериальные существа медитируют на неограниченном пространстве (акаша, ākāśa), распространяющемся повсюду без ограничений.