Свастика – духовный центр Бона

Материал из Buddha World.

Автор: Сергей Волков

По определению бонской традиции: «Бон – это центр свастики. Бон – это Бог, рожденный из центра свастики». Непосредственная связь тибетской религии бон со свастикой подчеркивается и изображением свастики – символа духовной силы на груди основателя бона Шенраба Миво на его бронзовых статуэтках. Сюжеты о чудодейственном проявление свастик на тибетской земле характерны для бонских мифов, особенно в местностях, где впоследствии были образованы бонские монастыри. Священная гора Кайлас известна среди тибетцев под названием Юндрунг Гуцег (Девятиэтажная гора свастики, юндрунг с тибетского переводится как «вечное», «нерушимое»), считается, что на южной стороне пика, Южный лик Кайласа, поперечные и вертикальные трещины образуют знак свастики. Именно это место было избрано Учителем бона Шенрабом для ухода из мира людей.

Знак свастики часто встречается в Тибете среди наскальных изображений и на камнях

Изображение свастики имеют широкое распространение по всему Тибету с древних времен. Они известны на бонских печатях, их можно встретить в символике орнамента монастырей. Свастики выбиты на поверхности скал, на камнях вдоль троп, в уединенных местах, встречаются в современных мандалах из цветного песка на поверхности земли. Нигде в мире не встречается так часто знак свастики, как в Тибете. Знак свастики, необъяснимым образом, неразрывно связан с Шамбу (тибетский синоним бога Шива), местонахождение которого по тибетской, буддийской и индуской традиции определяется на горе, известной в настоящее время под именем Кайлас. В свою очередь священная гора Кайлас в бонских преданиях упоминается как центральная гора страны Олмолунгринг-бу, где появился на свет Учитель Шенраб и внутри которой располагается мистическая Шамбала. Символично, что у подножия этой горы, как в библейском Эдеме, начинаются четыре великие реки индоариев.

Прежде, чем мы углубимся в детали обсуждаемой темы, следует заметить, что количество книг о священном символе – свастике, так велико, что практически под любую гипотезу о тайном значении свастики, можно найти убедительную аргументацию. Большинство ученых разделяет мнение, что свастика является древнейшим арийским (индоевропейским символом). Он не встречается в символах египетской и мусульманских цивилизациях, не знаком знак свастики также и американским ацтекам, майя и инкам, но найден у индейцев племени наваха, живших в доколумбовой Америке. Этот символ встречается среди знаков протоиндийской, харапской цивилизации в IV–III тыс. до н.э. и широко распространен у народов Центральной Азии. Знак свастики присутствует среди хакасских, тувинских и бурятских тамг, и отождествляется учеными с понятием счастья. Древнекитайский иероглиф «свастика» переводится учеными в значении «счастье». Свастика с точками внутри секторов обозначало понятие «много счастья». В значении «счастье», «богатство» знак свастика часто встречается в орнаменте монгольских кочевников, на домашней мебели, сундуках и даже на современном государственном гербе Монголии, обрамленного незаканчивающимся орнаментом с правосторонней и левосторонней свастикой. В официальном определении символики государственного герба – свастики символизируют счастье и благополучие для страны.

Свастика внутри и снаружи буддийских храмов

Как знак оберега свастика изображалась на щитах, одежде римских воинов – «защита силой божественного имени» и на дверях монгольских юрт и сундуков – «защитные функции декора», как символ правления на реверсах китайских и персидских монет, как благой знак на погребальных урнах Рима, Германии и Англии. Символы креста присутствуют на каменных мегалитах Тиауанако в Южной Америке за тысячи лет до прихода христианства на американский материк. «Не менее примечательным является символ креста на многих из этих древних блоков. Этот символ всегда имеет одинаковую форму: четкий двойной, равносторонний контурный крест, глубоко врезанный в камень. Даже согласно консервативной исторической хронологии возраст этих крестов составляет не менее 1500 лет, а если исходить из хронологии Хэнхока, то их возраст исчисляется 12 000–15 000 лет. Иными словами они были вырезаны людьми, не имевшими никакого понятия о христианстве за тысячу лет до прибытия на Альтиплано первых испанских миссионеров»1.

Значение свастики и ее смысл с течением времени приобретал у разных народов различное значение, но дать знаку исчерпывающее объяснение до сих пор не удалось. Свастика, как божественная печать, встречается на груди Будды, основателя тибетской религии бон – Шенраба, и на церковных алтарях Европы. Отпечатки свастик изображены на обеих стопах Будды на барельефе из индийского Амравати. В буддизме свастика имеет правое вращение и означает «ясное лишь для посвященных в учение» и трактуется посвященными, как «нерушимое», как символ учения «четырех великих истин» и «восьмеричного пути спасения». По определению выдающегося мастера дзогчена ХХ века Тулку Урьен Ринпоче (1920–1996) свастика в буддизме олицетворяет благополучие и неизменную суть, иногда в четырех углах свастики рисуются «круги радости» (напоминают символ иньян, только без отверстий)2. Свастика принята официальным символом в эзотерическом буддизме – «древний знак мудрости», как «древнейший символ арийского духа», возможно, как символ «чистоты», в нацистской символике, как сокровенный знак мудрости – «священное значение тетрактиса» в теософской символике. Решение о принятии свастики нацистским символом было принято лично Гитлером. В своей книге «Моя борьба» Адольф Гитлер говорит: «После долгих размышлений в центре белого диска была нарисована свастика. Свастика символизирует миссию победоносной борьбы арийской расы». Уильям Ширер добавляет к этому: «О том, почему именно свастика стала символом партии, Гитлер не говорил никогда». Но в своей книге «Майн Кампф» в статье о церкви националистического рейха А. Гитлер пишет: «Христианский крест должен быть убран из всех церквей, соборов и часовен и заменен единственным, непобедимым символом – свастикой». Французский публицист Л. Повель в книге «Мсье Гурджиев» излагает версию, что знак свастики порекомендовал использовать Карлу Хаусхоферу для «Общества Туле» сам Г.И. Гурджиев.

Знак свастики, как божественная печать, встречается на груди Будды, основателя тибетской религии бон - Шенраба. Тибет

В книге Николаса Гудрика-Кларка «Оккультные корни нацизма», считающейся одной из самых известных работ, посвященных роли тайных оккультных сил в истории прихода к власти в Германии в 30-е годы ХХ века представителей идеологии национал-социализма о символе свастика говорится следующее: «Фридрих Крон, член «Туле» в мае 1919 г. составил меморандум под названием «Может ли свастика служить символом национал-социалистической партии?», в которой предложил левостороннюю свастику (по часовой стрелке, как у теософов «Germanennorden») в качестве символа DAR (Deutsche Arbeiterpartei). Он выбрал это направление, поскольку в буддийской интерпретации оно символизирует удачу и здоровье, тогда как правая ориентация (против часовой стрелки) означает упадок и смерть. (Большинство свастик Листа и «Общества Туле» имеют правую ориентацию, это говорит о том, что в volkisch-традиции не было принято устойчивое направление). Гитлер предпочитал ориентированную вправо свастику с прямыми линиями и в ходе обсуждений в комитете DAR убедил Крона изменить проект. Крон же придумал распределение цвета: черная свастика в белом кругу на красном фоне. 20 мая 1920 г. на митинге NSDAR в Старнберге такая свастика, предложенная Кроном и модифицированная Гитлером, впервые появилась публично как флаг нового движения. Таким образом, путь нацистского символа непрерывно прослеживается через эмблемы «Germanennorden», восходя в итоге к Гвидо фон Листу»3. По мнению Листа, «свастика направленная против движения часовой стрелки символизировала этап космической эволюции нисходящего цикла (движение от единства к множественности), в то время как движение по часовой стрелке свидетельствовали об обратном пути к богу»4.

Знак свастики очень древний, встречается в удаленных друг от друга странах, в первых протогородах, и считается учеными одним из первых священных символов человечества. Исследователи свастики часто рассматривают только отдельно стоящий символ свастики в отрыве от расположенных символов вместе с ним. Встречаются древние изображения свастики с точками внутри секторов и рядом с другими символами, с чередованием ряда правосторонних и левосторонних свастик, что не могло быть случайным, а несло определенную информацию. Мнение французского традиционалиста Рене Генона об единстве значений правосторонней и левосторонней свастик спорно, и ученые аргументировано выдвигают противоположные гипотезы. Очевиден тот факт, что свастика применялась древними людьми не для декора, поэтому встречающиеся символы правосторонней и левосторонней свастик в одной строке делались сознательно. Пример разного смысла: правосторонняя свастика бона (вращение против часовой стрелки, путь левой руки) – обход святынь против часовой стрелки, левосторонняя свастика буддистов (вращение по часовой стрелке, путь правой руки) – обход святынь по часовой стрелке. Будет ли правильным утверждение об единстве значений правосторонней и левосторонней свастик, если до сих пор, совершая кору – «священный обход» вокруг Кайласа бонцы и буддисты встречаются на тропе лицом к лицу и идут в разные стороны? Правосторонние и левосторонние свастики неизменно ставились в начале и в конце на древних буддийских надписях. На погребальных лентах также присутствует меандр из чередующихся левосторонних и правосторонних свастик. Начало, конец – вновь начало и вновь конец, символизирующие неразрывность жизненного цикла: смерти, рождении, круговорота перерождений. Или, может быть разное направление свастик символизирует «солнцеворот» – переход к свету после зимнего солнцестояния, и переход к темноте после весеннего солнцестояния?

Рене Генон рассматривает свастику как «знак полюса», символ жизни и вращательного движения. «Свастика есть изображение не Мира, но действия Принципа в Мире». Центр Мира отражен во всех древних традициях. Он рассматривается как исходная точка всех вещей, центр, где соединяются все противоположности и разрешаются все противоречия. Центр направляет жизнь и сообщает всему движение. Центр – начало и конец всех вещей. Символ Центра Мира – свастика. Несмотря на множество оригинальных гипотез, совершенно по разному объясняющих значение древнейшего символа «свастика», подлинный его тайный смысл остается до сих пор неизвестным. Распространение имеет определение свастики, как древнего символа солнца и света. Однако встречаются группы рисунков, в которых рядом со свастикой размещается круг с точкой в центре и полумесяц, которые до сих пор используются среди астрономических знаков для обозначения солнца и луны. Для солярной гипотезы свастики факт нахождения рядом с ней общепринятых символов солнца ? и луны ?, которые не вызывают споров среди ученых, труднообъясним: не может же солнце обозначаться двумя совершенно различными знаками! Следует согласиться, что символ земли был во все времена квадратным и по своей геометрии символ свастики более соответствует представлению древних о земле, нежели о солнце. Причем не о простой земле, а о священной чистой земле.

Мандала из белого песка с символами солнца, луны и земли. Тибет

Если развить гипотезу Р. Генона, то знак свастики может также обозначать, возможно, изначальный духовный центр, откуда началось человечество – северную Туле, или впоследствии Святые Земли по ее подобию – Агарти и Шамбалу. При медитации на мандалу Шамбалы, нетрудно через девять основных точек мандалы, прийти к образу свастики, и рассматривать ее как символ чистой страны. При этом допущении, свастика – прежде всего, символ нерушимости и святости. При такой трактовке становится понятным и размещение свастики на груди Будды и Шенраба, как знака божественного происхождения.

Совсем не обязательно святую землю связывать со знаком полюса или географическим полярным полюсом. В традиции древних людей «полюсом своей эпохи» обозначался центр бытия своей цивилизации, откуда исходит учение и богатство. В представлении древних людей земля длительное время изображалась плоской и границы, известного им мира зачастую не достигали границы полярных областей, поэтому не было понятия о северном полюсе. В центре же плоского обитаемого мира всегда находилась столица их государства. По представлению шумеров, земля представляла собой полусферу, состоящую из плоского диска – земли, окруженного безбрежным океаном воды и небом. В представление арабов земля была плоской с центром мира в Мекке, окруженной на границе горной цепью, за которой начиналось безбрежное море. В тибетских сочинениях центр мира размещался перед Снежными горами (Гималаями) в долине, похожей на цветок восьми лепесткового лотоса, из центра которого начинались четыре великих реки. В древнекитайских манускриптах знак свастики обозначал землю, область, а самая ранняя форма этого иероглифа обозначала «четыре предела космоса и земли». С древних времен принято крестиком обозначать местонахождение чего-либо. Возможно, на стопе Будды именно поэтому сохранился знак свастики, как символ частички священной земли, где было получено Учение. Впоследствии на китайских картах знаком свастика обозначались буддийские храмы.

Знаком свастики мог обозначать древний духовный центр, откуда началось наше человечество и последующих духовных центров, например страны Олмолунгринг-бу /Шамбала/, родины религии бон («Бон – рожден из центра свастики» или «Страна, где упорядочили свастику»), имеющей в центре гору Кайлас («Девятиэтажная гора свастики»). Четыре луча свастики соответствуют четырем великим рекам, вытекающим из духовного центра нашего мира. Это реки, известные еще с глубокой древности индоариям, – реки Инд (Синду), Брахмапутра, Сатледж и Карнали, берущие начало вблизи священных озера Манасаровар и горы Кайласа.

А. Стейн в книге «Тибетская цивилизация»: «Бонпо имело свои «девять колесниц», линия учителей бона нисходит от девяти «богов света, чье коллективное имя напоминает девять ступеней Неба. В самом начале было «девять братьев и девять сестер». Все многообразие творения произошло от них»5. По тибетским источникам сообщается, что бонская религия не представляла собой нечто целое, и что под этим названием объединялось девять бонских религиозных направлений. Основных направлений было два: гью-бон (бон причины), подразделявшийся на четыре направления, и брайбуи-бон (бон результата), подразделявшийся на пять направлений6.

В индуизме существует 9 сверхъестественных сущностей или планетарных божеств, известных как «граха». В индуистской символике «граха» обычно изображаются 9 квадратами, расположенными тремя рядами, по три в каждом. Центральный квадрат является солнцем, вокруг которого расположены остальные планетарные божества. Символика свастики заключена в ее 9-ти точках, которые представляют планетарные божества7. Оккультная тайна свастики, связь ее с боном и с горой Кайлас настолько запутана, что не надо удивляться самым невероятным гипотезам и возможной связи свастики с Шамбалой, тем более что квадратная мандала Шамбалы тоже состоит из девяти квадратов, расположенных тремя рядами, по три в каждом.

Свастика (санскрит: «благополучие») – один из самых известных, всемирно почитаемых, древних магических символов, считается самой мистической и древней диаграммой. В Индии с древних времен свастику рисуют всегда и везде, где требуется признать благословение божественных сил. В тибетской религии бон, свастику обозначали словом gyung drung («вечное», «нерушимое»), и это слово также обозначало один из титулов основателя религии бон. В бонских проповедях говорят о свастике как о благой творческой силе просветления, пронизывающей все области мироздания. Сущность религии бон связана со свастикой. Бон – это центр свастики. Бон – это бог, рожденный из центра свастики. Бон – это жрец, рожденный из центра свастики. Само слово бон происходит от юн-друнг-бон, что означает «проговаривать магические заклинания», или «повторять секретные формулы». Если принять во внимание, что единым для центральноазиатских народов было почитание Вечно Синего Неба, Творца всего сущего, и что все Учителя спускались к людям с неба, т.е. были сыновьями Бога или небожителями, остается один шаг, чтобы отождествить свастику с небом. Такая трактовка встречается в гипотезах ученых. Но, все-таки, она не кажется достаточно убедительной. Почему, тогда у символа неба присутствуют одновременно свастики правого и левого направления. По М. Мюллеру правосторонняя свастика соответствует весеннему, прибывающему дню, а левосторонняя является символом летнего солнцестояния, с которого начинается убывания дня. Возможно, что это верное рассуждение. Но, что будет тогда означать свастика с четырьмя точками в секторах? Может быть логичней предположить, что именно знак свастики с четырьмя точками внутри это звездное небо, а сама свастика это символ земли. При таком допущении все известные факты легко поддаются объяснению. Свастика с точками, круг с точкой и полумесяц – это звездное небо, солнце и луна. Свастика без точек – это земля, первоначально духовный центр человечества, земной рай – Эдем (допустим, правосторонняя свастика), зеркальное отражение небесного рая. Свастика на груди Учителей, отличительный знак сыновей Бога, отражение их небесного происхождения. Знак свастики на земле – знак святости местности. В широком смысле слова символ свастики, вероятней всего означает Божественное происхождение (начало): Вечно Синее Небо, священную землю, источник всего Сущего, первоначальный духовный центр и само Знание из этого центра. Привлекательно по смыслу – создание мира из единой точки. Близки по сути разъяснения Р. Ганди объясняющего лучи свастики, исходящие их единого центра, как соответственно жизнь протоплазмы (ад), растительная и животная жизнь, человеческая жизнь и божественная жизнь. Согласно дальневосточной традиции: «Неизменная середина – это точка, где проявляется Действие неба. Центр свастики – место рождения Бога»

Впоследствии, когда первоначальный смысл был утерян, свастика стала означать накопление благих заслуг путем повторения магических формул8. Как благоприятный знак, свастика используется в свадебных обрядах – «благое пожелание счастливого начала», «благословение божественными силами». В бонском фольклоре есть строки, приписываемые основателю религии бон Тонпа Шенрабу, о «девяти путях учения бон и необходимости вести жизнь дорогой свастики», «учились свастике-бон у бога мудрости», «сущность учения, безошибочная, свастика-бон». Современные исследователи обратили внимание на девять узловых точек свастики и попытались соотнести их с символикой числа 9. Девять богов света, девятиэтажная гора свастики – Кайлас, девятиэтажный дворец мифической китайской Царицы Мира Зи-Ванг-Му, девятиэтажная священная башня Шамбалы, девять посвящений у шаманов, девять колесниц (путей) бона и т.д.

Двойная ваджра, отлитая из четырех разных металлов. Ваджра ("молния", "алмаз") - в буддизме символ мгновенного, как вспышка молнии, "Просветления" (бодхи)

На тибетских танках свастика изображается иногда в центре рисунка рядом с ваджрой (по тиб. – дордже), символом духовного могущества и божественного оружия, или по периметру с чередованием правосторонней и левосторонней свастик. Священники бон использовали знак свастики как магическое оружие величайшей силы. В тибетской мифологии распространен сюжет о падении магических предметов с неба, по мнению тибетцев произошли эти объекты из другого мира. В первую очередь к этим упавшим с неба объектам относится учение, заключенное в книге Чинтамани и магический жезл, золотой скипер «Дордже» в отдаленные времена упавший с неба около монастыря Сера в Лхасе. Дордже состоит из короткой ручки и бутона лотоса на каждом конце, на бутоне лотоса покоится куб с изображением свастик на каждой грани. Дордже приписывают способность аккумулировать космические силы (владение небесным огнем) и метать молнии. Ваджра («молния», «алмаз») – в буддизме символ мгновенного, как вспышка молнии, просветления (бодхи). В иконографии буддизма изображается в виде двухстороннего пучка молний, исходящих из единой, круглой сферы. Особое развитие этот символ получил мифологии и ритуалах Ваджраяны. По энциклопедическому определению ваджра представляет собой стилизованное изображение боевой палицы (булавы) с заостренными навершием и отходящими от него острыми зубцами. Суммируя все определения, нетрудно заметить, что ваджра в первую очередь ассоциируется с оружием небывалой мощи, с оружием которое использовали боги, т.е. свастика, как и двойная ваджра связана с применением оружия.

Первоначально это слово означало «удар молнии бога Индры», позднее оно стало употребляться в значении особой субстанции, которой свойственна яркость, прозрачность и неразрушимость алмаза. В связи с этим фактом, обращает на себя внимание связь ваджры и свастики, как символов могущества и непобедимого оружия. Их символы часто размещаются на самых почетных местах или в числе первых священных символов. Характерно размещение свастики на тибетских танках в центре рисунка рядом с ваджрой. Если ваджра – это символическое оружие «метатель молнии», олицетворяющее молнию, то символ свастика, часто используется с защитными функциями, подобно щиту. Алмазная ваджра (буквально «повелитель камней», обычно переводится как «метатель молний» или «алмаз»), согласно тексту Ригведы являлась «несокрушимым оружием» (дубиной Индры) индийского предводителя богов Индры. Свастика в значении – «несокрушимое» и «вечное» может уподобляться защитному щиту, магическому оберегу.

Таинственный знак свастики, имеющий распространение среди монголов, описывает Ф. Оссендовский, который лично видел в 1920 г. во дворце Богдо-хана в Урге «рубиновый перстень Чингисхана с вензелем в виде свастики» или «крупное золотое кольцо с великолепным рубином, вправленном в свастику. Это кольцо постоянно носили на правой руке Чингисхан и Хубилай-хан»9. По реконструкции монгольских художников изображение тамги Чингисхана – летящего кречета, содержало также свастику, размещаемую в самом центре на изображении кречета. Подобное изображение можно увидеть в «Ставке Чингисхана», на туристической базе около Улаанбаатора, на которой были оставлены все декорации для фильма «Чингисхан», созданные под руководством монгольских историков. Для съемок фильма была выполнена реконструкция ставки Великого хана. Среди, воссозданных по историческим реалиям предметов, на троне Чингисхана находятся войлочные ковры с изображением в центре кречета со свастикой. В Центральной Азии известны также изображения несторианских крестов, которые по своей форме являются точной копией рыцарского креста, в центральной части, которых находится знак свастики. Среди нумизматов известны древние китайские монеты, содержащие на реверсе среди четырех символов свастику. Выпускались также персидские золотые монеты – дарики с изображением свастики. На бумажных деньгах Монголии знак свастики размещался на двадцати пяти долларовых и однодолларовых банкнотах в 1921 г.

Юго-западнее Шигадзе находится священная страна бон, где упорядочили свастику. Остается непонятным, какое действие под этим подразумевается. Часто повторяемое выражение: «сущность религии бон – это свастика», по-прежнему ждут своих исследований. Известно, что в мифологии бона свастика чудодейственным образом проявлялась в святых местах. Скрещенная ваджра – «вишваваджара» (сдвоенный метатель молний) своим внешним видом напоминает крест, прообраз свастики. На тибетских скрещенных дордже, на их острие располагаются кубы с изображением свастики на всех свободных 5 гранях куба.

«В традиции бон, – пишет Рамачандра Рао, – свастика «вращается» справа налево, то есть является левосторонней, в отличие от правосторонней свастики буддизма, символизирующей процесс «вращения» слева направо. Эта деталь объясняется характерной чертой бон: делать многие вещи в обратном порядке (обходить ступы по левой стороне, вращать молитвенные барабаны в обратную сторону и произносить мантры наоборот, например, «Ом Мани Падме Хум» как «мух-ем-пад-ни-мо»10.

Как правило, исследователи не противопоставляют левостороннею и правостороннею свастики, и считают ее символизм единым. Рене Генон: «Основные традиции человечества (индуизм, буддизм, христианство, ислам и др.) содержат как право, так и левостороннею свастику, которые оцениваются не по шкале «добро-зло», а как две стороны единого процесса».

Однако символизм правостороннего и левостороннего движения хорошо вписывается в учение о двух силах в природе и вполне может соответствовать «пути правой руки» и «пути левой руки», поэтому гипотеза о разном символизме свастик может также иметь место.

Левосторонняя (вращение по часовой стрелке) свастика может рассматриваться как символ начала и созидания, правосторонняя – символ конца. В Китае, ориентированная по часовой стрелке свастика отождествлялась с силой ян, против часовой стрелки с силой инь. По часовой стрелке – символ отцовства, против – материнская.

На тибетских танках правосторонние и левосторонние свастики часто размещаются поочередно по углам танки, по периметру, символизирующему непрерывный круг перерождений: начало – конец – вновь начало и вновь конец. Правостороннюю свастику кладут на грудь посвященным после их смерти.

«Некоторые школы мусульманского эзотеризма, которые придают кресту огромное символическое значение, называют «божественной стоянкой» центр этого креста, определяемого как место, где соединяются все противоположности и разрешаются все противоречия»11. Центр свастики одновременно рассматривается как точка начала, исхода, а также как и точка конца, завершения. Можно встретить соответственно этому определения центробежной и центростремительной свастик.

Вращательное движение подчеркнуто в кресте Джайна («четвероногий крест»), в котором изогнутые части креста изображаются ступнями человеческих ног.

Вращательное движение по часовой и против часовой стрелке по эзотерической теории отражает существование двух источников сил в мире.

Левосторонняя свастика (вращение вправо: по часовой стрелке, концы свастики изогнуты влево) – символ Агарти или изначального духовного центра, путь правой руки: означает естественное начало, естественный ход вещей, невмешательство в дела человечества, духовное развитие, белая магия, источник силы, порожденный созерцанием, считается символом благих намерений (левосторонняя свастика распространена в индуизме и у индоариев).

Путь правой руки (дакшина-марга) символически ассоциируется с югом. Он далек от крайностей и придерживается правил ведийского социального поведения. Этот путь предначертан каждому человеку от рождения, и свернуть «влево» можно лишь посредством соответствующего посвящения12.

Правосторонняя свастика (вращение влево: против часовой стрелки, концы свастики изогнуты вправо) – символ Шамбалы, путь левой руки: означает конец естественного хода вещей, подчинение и управление силами природы и человечеством, кто заключит союз с Шамбалой – станет владыкой мира, черная магия, источник силы, порожденный материальным развитием, считается символом вредоносной магии (правосторонняя свастика распространена в бонпо, принята официальным символом нацизма).

В практике тантры путь левой руки допускает: ритуальный половой акт с посвященной женщиной, употребление возбуждающих и наркотических средств и алкогольных напитков. По свидетельству известного исследователя индийской культуры, автора книги «Тантра» Г. Ферштайна путь левой руки (вама-марга) связан с севером и ассоциируется с достижением освобождения и овладением силой (паранормальными способностями). Практически все тантры этого ответвления были утеряны, и современные практики знают о них лишь по названиям.

В тантре путь левой руки известен под названием «Вама-акара», путь правой руки – «Дакшина-акара». Высшей формой духовной практики, являющейся синтезом практик школ правой и левой руки является путь школы «Каула-акара».

Фундаментальный принцип в тантре – «Колесо времени» вечно вращается по часовой стрелке, по ходу солнца. Ось этого колеса закреплена на вселенской горе Меру. В современных представлениях свастика – знак солнцеворота, т.е. времени года – прибывания или убывания продолжительности светлого дня. Возможно, знак земли – древней полярной прародины ариев, где день и ночь длилась по полгода, или изначального духовного центра.

1 Хэнхок. Следы Богов. М., 2005 г., стр. 134.

2 Тулку Урьен Ринпоче. «Наставление по практике дзогчен в затворничестве» в книге «Откровения тибетских отшельников». М., 2006 г. стр. 18.

3 Николас Гудрик-Кларк. Оккультные корни нацизма. М., 2004 г., стр. 244.

4 Николас Гудрик-Кларк. Оккультные корни нацизма. М., 2004 г., стр. 88.

5 А. Стейн. Тибетская цивилизация. Париж, 1962 г.

6 Б.И. Кузнецов. Древний Иран и Тибет. История религии бон. СПб., 1998 г., стр. 268.

7 Р. Багдасаров. Свастика: священный символ. М., 2001 г., стр. 42.

8 Рамачандра Рао. Тантрические традиции Тибета. М., 2002 г., стр. 126.

9 Ф. Оссендовский. И звери, и люди, и боги. М., 1994 г., стр. 288, 295.

10 Рамачандра Рао. Тантрические традиции Тибета. М., 2002 г., стр. 134.

11 Рене Генон. Символы священной науки. М., 2002 г., стр. 92.

12 Г. Фёрштайн. Тантра. М., 2002 г., стр. 202.

/*
Магазин
Магазин
Шведагон
Шведагон
*/
Наверх