Ричард Гир

Материал из Buddha World.

Когда Ричард Гир приезжает медитировать в Индию, даже Далай-лама находит время, чтобы повидаться со своим знаменитым почитателем. В Голливуде религия становится все более популярным успокоительным средством для представителей актерской гильдии. Некоторые звезды прибегают к религии, чтобы подогреть интерес к своей персоне. Но для всеобщего любимца Гира медитация как раз, похоже, является средством преодолеть собственный нарциссизм.

Ричард Гир вспоминает, что в молодости был депрессивным, замкнутым, потерянным молодым человеком в кожаной куртке и с длинными волосами, с непременным томиком Жана Поля Сартра «Бытие и ничто» в кармане. Он говорит, что всерьез подумывал о самоубийстве, а в возрасте 21 года лег на лечение в нью-йоркскую психиатрическую клинику.

Когда близкие рассказывают о молодости Ричарда Гира, то в первую очередь им на ум приходит его сексуальная привлекательность, а не увлечение экзистенциализмом. Сестра Ричарда Джоанна вспоминает, что в их родном городе Сиракузы девушки буквально гроздьями повисали на Ричарде, стоило ему выйти на улицу. «Он был настоящий красавчик», - вздыхает один театральный режиссер, который в конце 60-х делил с Гиром гримерку в театре «Провинстаун плейерс». Как и другие члены труппы, он вспоминает с печальной ностальгией гибкого экс-гимнаста, обладавшего неотразимой сексуальной привлекательностью. Это лишний раз демонстрирует, как сильно могут отличаться внутреннее восприятие себя человеком, и мнение окружающих о нем.

Несомненно, именно сексуальность Гира в первую очередь помогла ему стать звездой экрана. Фильм «Американский жиголо», сделавший Гира знаменитым в 1980, как раз построен на феноменальной сексуальности персонажа Гира, дорого любовника состоятельных женщин из Беверли Хиллз.

Но буддистом Гир стал в силу своей внутренней сущности. Молодой человек, склонный к депрессиям, искал смысл жизни и путь избавления от страданий. В итоге и то и другое он нашел не в работах Сартра, а в восточной религии. «В то время я был пожираем сомнениями», - говорит Гир. «Буддизм как религия показался мне лекарством, способным излечить эту болезнь. Впервые в жизни я почувствовал, что действительно нашел себя».

На Западе Ричард Гир самый известный буддист после Далай-ламы. Однако и по сей день многие никак не могут сопоставить его успех в Голливуде с его верой. «Монах или мачо?», - проницательно вопрошает журнал «Плейбой».

Когда звезды Голливуда обнаруживают свою религиозность и начинают превозносить добродетель самоанализа в мире, который щедро вознаграждает поверхностность, такое благочестие само собой вызывает скептическое отношение. Многие звезды в отчаянной погоне за последними модными веяниями (а также за неувядающей юностью, постоянным успехом и вечной жизнью) легко перепрыгивают из одной веры в другую. Голливуд находится на перекрестке ветров «психо-духовности». Сначала в моде был буддизм, затем сайентология, им на смену пришел гуру нью-эйдж Дипак Чопра. В последние годы некоторые звезды увлеклись сомнительными достоинствами каббалистического учения, которое сейчас является последним писком моды в мировой столице кино.

Больше всего поклонников привлекают духовные учения, в которых нет табу или жестких ограничений, нет мстительного бога, которые не требуют отказа от мирских благ. В них нет обязательного благочестия, или подчинения высшему существу, как в иудео-христианской традиции. Как видно из примера Ричарда Гира, они выполняют в основном терапевтическую миссию. В них основной упор делается на отдельного человека, укрепление его самоуважения и благополучия. Таким образом, религия может стать активной составляющей образа жизни, как психоаналитик, инструктор йоги, консультант диетолог или личный тренер. В Голливуде самореализация рассматривается исключительно через призму коммерческого успеха. А успех требует поддержания хорошей умственной и физической формы.

Так, сайентология и каббала теперь позиционируют себя в качестве площадки для тренировки духа. Оба эти движения обещают своим последователям успех в самых далеких от религии сферах. Они гарантируют улучшение сексуальной жизни, достижение профессионального успеха и рост доходов. Они апеллируют не только к амбициям, но и к мании величия многих голливудских звезд.

В индустрии, единственной заповедью которой является «Никто ничего не знает», такие обещания самореализации пользуются спросом, и Гир тоже понял это. Они дарят стабильность в мире, где успех и слава целиком и полностью зависят от неосязаемых факторов, где каждого оценивают лишь по его последнему фильму. Они дают артистам возможность влиять на собственное развитие, что является их бесспорным козырем.

Рассказывают, что в середине семидесятых, после того, как Гиру не дали ведущую роль в «Лордах Флэтбуша», он слег в постель. Тогда же начались его первые эксперименты с медитацией.

Теперь он уделяет своему ежедневному ритуалу по меньшей мере 45 минут в день, поднимаясь, если надо в половине пятого утра. Гир объясняет, что такие занятия ему совершенно необходимы, поскольку обеспечивают жизнь без стресса и волнений. Он также добавляет: «Все формы медитации это способ посмотреть в глубины своего ума. Поначалу вы просто приходите в ужас от того, сколько там лишнего шума. Вы даже и представить себе не могли, что в вашем уме роится такое количество бесполезных мыслей. Но постепенно вам удается разобраться в своем сознании, вы его приручаете, и в конечном итоге приобретаете навык концентрации внимания».

В отличие от последователей Хаббарда вроде Тома Круза и Джона Траволты, Ричард Гир никогда не использовал свою веру как инструмент для оправдания своих поступков или самовозвеличивания. Напротив, он всегда подчеркивает, что религия помогает ему избавиться от собственной эгоцентричности. Гир являет пример человека, влюбленного в собственный образ, который стремится избавиться от этой пагубной привязанности.

В восточных религиях Гира всегда зачаровывала «идея пустоты». «Мысль о том, что когда-нибудь я исчезну, для меня является очень позитивной», - говорит он. «Меня не станет, а значит, не будет больше боли. Я и сейчас надеюсь, что все именно так и произойдет, только теперь я все вижу в несколько ином свете».

В городе раздутых эго Ричард Гир вот уже многие годы пытается свести свое собственно эго к минимуму. Такой последовательный отказ от своего «я», впрочем, тоже может оказаться одной из форм нарциссизма, где за скромностью скрывается тщеславие. При этом позиция Гира выглядит гораздо более симпатичной на фоне мессианских комплексов других голливудских знаменитостей.

Судя по всему, Гиру удался его трюк с исчезновением. Журналисты, встречавшиеся с ним, обыкновенно используют для описания Гира эпитеты «исчезающий подобно дыму», а также «великий никто». Он избегает давать интервью, в особенности, если вопросы затрагивают его личную жизнь. (После развода с моделью Синди Кроуфорд, Гир повторно женился, и у него есть маленький сын). Когда же разговор неизбежен, то Гир старается перевести его на вопросы политики и буддизма. «Когда перестаешь находиться в центре собственной жизни, обретаешь свободу», - утверждает он.

Но это совсем не означает, что он испытывает потребность оставить свою голливудскую карьеру. По его собственному утверждению «в этой жизни» его работа быть актером. «В других жизнях будут другие профессии», - уверен он. Ричард Гир, переродившийся в бухгалтера – возможно ли представить себе такой поворот?

А как же насчет славы? Все голливудские знаменитости заявляют, что слава их мало интересуют, что они думают исключительно об искусстве. При этом убедительно звучат лишь единицы, к которым не относятся знаменитые буддисты Голливуда Шэрон Стоун, Тина Тернер, Орландо Блум, Стивен Сигал и даже Оливер Стоун. Однако Гиру почему-то веришь легко – для него статус знаменитости может быть источником дискомфорта. Похоже, он действительно осознает скромность своей роли в мировом масштабе. Несколько лет назад Гир сказал, что теперь, когда он может использовать свою известность для благого дела, он чувствует себя гораздо комфортнее.

Духовные поиски привели американского жиголо к участию в движении за социальную и политическую справедливость. Теперь он действительно перестал быть центром собственной жизни. Будучи последователем школы Гелугпа, распространенной в Тибете, Гир близко к сердцу принял борьбу тибетцев за освобождение. Несколько раз в год он бывает в Дхарамсале, городе на севере Индии, где находится резиденция тибетского правительства в изгнании. Там он занимается практикой под руководством самого Далай-ламы, что не удивительно – оба мировые знаменитости. Но Гир также активно занимается политикой.

При поддержке Ричарда Гира в 1987 году в Нью-Йорке был открыт культурный центр «Тибетский дом». Позже он создал свой фонд, который помогает тибетским беженцам и поддерживает движение за автономию Тибета. Гир зарекомендовал себя умелым лоббистом, он выступает на конференциях, пишет передовицы в газеты. Путь в Китай для него закрыт, поскольку он неоднократно выступал с обвинениями в адрес продолжающейся оккупации Тибета, причем однажды - во время ответной речи на церемонии вручения ему Оскара в 1990.

Гир «удивительный человек», считает режиссер Дэвид Сигел, у которого Гир снялся в семейной драме «Сезон орфографии» в 2005 году. «Огромное количество времени он посвящает тому, чтобы помогать другим».

Но почему из всех религий именно буддизм привел Гира к тому, что он достиг просветления и мудрости, по крайней мере, в глазах его друзей? Почему не христианство, религия, в которой он был воспитан? Ричард Гир родился в семье среднего класса. Его отец был страховым агентом, мать домохозяйкой. Каждое воскресенье вся семья, родители и пятеро детей, ходили в методистскую церковь, где родители пели в хоре. Все это было за миллион световых лет до Дхарамсалы.

Однако Гир считал христианскую церковь прогнившей. Его религиозных учителей больше заботило не столько воспитание мальчика в духе учения Христа, сколько утверждение и поддержание устоев методистской церкви. Гир рассказывает: «Каждый раз, когда я сажусь в позу лотоса, я сам себя спрашиваю – откуда это у меня? И не могу найти ответа». Но Гир верит в карму, глубокую внутреннюю связь, которая и привела его к тибетскому буддизму.

Переход из одной религии в другую гораздо более обычная вещь в Соединенных Штатах, чем в Европе. В Калифорнии, на этом «побережье мечты», которое влечет к себе всех, кто чувствует, что задыхается в других, более строгих в религиозном отношении штатах, существует традиция терпимости к самым разным формам религиозной мысли. Главная заповедь «Золотого штата» - ищи систему верований, которая больше всего подходит тебе. Если религия предков утратила для тебя привлекательность, Калифорния предложит альтернативу.

Мятежное поколение битников 50-х познакомило Америку с буддизмом. Буддизм, в котором отсутствует патриархальный господь вседержитель, как нельзя лучше соответствовал их антиавторитарному, революционному духу. Их привлекала идея о том, что все в этом мире является частью общего порядка вещей.

Битникам, конечно, и присниться не могло, что буддизм будет иметь такую огромную власть над иерархическим и крайне консервативным Голливудом. А вот Далай-лама, похоже, сразу ухватил всю абсурдность киноиндустрии. Когда в начале 80-х он впервые повстречался с Ричардом Гиром, то спросил его, в действительности ли он испытывает все те чувства, которые изображает на экране? Гир тогда ответил, что да, потому что это делает его игру более достоверной. Услышав это, Его Святейшество разразился смехом. Похоже, знаменитый ученик до сих пор озадачен, что же так развеселило его учителя?

Источник: Susanne Weingarten / Spiegel

/*
Магазин
Магазин
Буддийская живопись
Буддийская живопись
*/
Наверх