Ретрит по Ламриму проходит в Калмыкии
Материал из Buddha World.
С осени 2010 года в центральном хуруле (храме) «Золотая обитель Будды Шакьямуни» по выходным дням геше-лхарамба Тензин Дугда читает лекции по тексту Чже Цонкапы «Большое руководство к этапам пути Пробуждения» (Ламрим Ченмо).А сегодня, 20 августа, группа мирян Калмыкии и других регионов России ушла в нестрогий ретрит по Ламриму. За городом в монастырском комплексе “Геден Шеддуп Чойкорлинг” его проводит доктор философии, профессор досточтимый геше Тензин Дугда. Более семидесяти человек приняли участие в ретрите. В эти же дни получить Прибежище у геше-лхармбы приехали двое молодых людей из Харькова. Они считают, что им несказанно повезло прибыть в Калмыкию в дни проведения нестрогого затворничества.
Геше Тензин Дугда - старейший лама монастыря Дрепунг Гоманг, имеющий титул геше-лхарамба, - один из самых почтенных учителей и практиков Дхармы, глубоко почитаемый и уважаемый священнослужитель центрального хурула Калмыкии «Золотая обитель Будды Шакьямуни», родился в 1938 году в провинции Тумо в Центральном Тибете. В 15 лет принял монашеский сан. После оккупации Тибета китайскими войсками он, как и многие другие тибетцы, был вынужден покинуть свою родину и переселиться в Индию. Геше Дугда жил и учился в монастыре Дарджилинг, а в 1969 году переехал на юг Индии, в монастырь Дрепунг Гоманг - один из величайших буддийских монастырей-университетов мира, где продолжил изучение буддийской философии. В 1992 году сдал экзамены на звание геше-лхарамбы - высшую ученую степень в буддийской философии. С 1992 по 1993 год проходил обучение в тантрическом монастыре Гьюдмед. С 1995 года по настоящее время работает в центральном хуруле Республики Калмыкия. Учитель даровал буддистам полный комментарий на Ламрим, а также комментарии на различные тексты Сутры и Тантры.
Геше-лхарамба Тензин Дугда - подлинный ваджрный Учитель, является носителем и продолжателем важнейших линий передач учений тайной мантры, полученных им от его духовных наставников, от великих практиков сутры и тантры.
О ламе Зонкаве, которого очень почитают калмыки, геше Дугда рассказывает много интересного. Есть немало предсказаний об авторе знаменитого «Ламрима». Будда говорил: «Я покину мир и достигну нирваны. Земля опустеет, но пройдет время и в монастыре Рабга появится мальчик не по возрасту умный. Он совершит 12 деяний Будды и сделает много для Учения». В священных сутрах, говорится, что ум ламы Зонкавы и ум таких божеств, как Авалокитешвара Манджушри, Ваджрапани, представляет по сути единое целое. В джатаке о Зонкаве написано: «Я из рода Майтрейи, я подобен Ченрези». Геше Дугда однажды сказал: «Надо отметить, что такого, когда любовь и сострадание Ченрези, мудрость и всеведение Манджушри, сила защитника Ваджрапани воплотились в одном практике, до ламы Зонкавы никогда не было и не будет».
Во время ретрита буддисты начитывают текст «50 строк почитания своего Учителя». Об этом тексте Панчен-лама – Лобсан Панден Еше сказал: «Нектар 84 тысяч Учений Будды и 4 классов тантр представляет собой «Мегзм»».
- «Мегзм» обладает необычной силой и теплотой благословения всех дакинь,- сказал геше Дугда, - благодаря таким великим практикам, как Рендава и Зонкава. И те, кто практикует краткую мантру Зонкавы, тем самым практикуют 84 тысячи Учений Будды,
В возрасте двадцати пяти лет Дже Зонкава принял полное монашеское посвящение и затем, в Наньинге, начал преподавать Абхидхарму. Усердие Зонкавы в духовных занятиях было неистощимым. Помимо изучения и преподавания философии, он интенсивно занимался йогой и медитацией, а также различными очистительными практиками. Известно, что он совершил 3,5 миллиона простираний, 1,8 миллионов подношений мандалы и прочел бессчетное количество мантр Ваджрасаттвы. Ему постоянно являлись йидамы (божества медитации), особенно Манджушри, которому он мог задавать вопросы и получать разъяснения глубинных аспектов учения. Кроме того, множество раз он уходил в затворничество. Самое длительное затворничество, в Волкха Чолунге, продолжалось четыре года. В это время рядом с ним находились только восемь его ближайших учеников.
Зонкава много и упорно учился и, в свою очередь, обучил тысячи учеников. Он также много писал. Собрание его сочинений в восемнадцати томах включает в себя сотни трудов по всем аспектам буддийского учения, разъясняющие наиболее трудные для понимания положения Сутраяны и Мантраяны.
Главные его работы: “Большое руководство по этапам пути к просветлению” (Ламрим Ченмо), “Большое руководство по этапам пути тантры” (Наг-рим Чен-мо), “Сущность искусства изложения иносказательных и буквальных учений” (Drng-nges legs-bshad snying-po), “Хвала взаимозависимости” (rTen-’brel bstodpa), “Ясное описание пяти стадий Гухьясамаджи” (gSang-’dus rim-lnga gsal-sgron) и “Золотые четки” (gSer-phreng). Первую из упомянутых работ, Ламрим Ченмо, Цонкапа завершил в 1402 году. Этот изумительный труд, основанный на тексте Атиши “Светильник на пути к просветлению”, подробно и поэтапно излагает весь путь к состоянию Будды и является базовым учебным пособием в школе Гелуг.