Празднование Сагаалгана-2013 с 7 по 11 февраля в Санкт-Петербургском дацане
Материал из Buddha World.
11 февраля 2013 года наступит новый год по буддистскому календарю – год Черноватой водяной Змеи.
По буддистской традиции перед встречей Нового года (по-бурятски Сагаалган) принято достойно проводить старый год: сделать большую уборку дома, а также принять участие в очищающих обрядах.
7 февраля в 18 часов ламы проведут обряд благословения подношений, специально изготовленных к Сагаалгану.
8 февраля с 10:00 в течение дня будет проходить молебен Десяти Защитников Учения - Арбан Хангал (Гомбо, Гонгор, Шагдар, Чойжал, Лхамо, Сэндэма, Шалши, Намсарай, Жамсаран и Цанба). Молебен проводится с просьбой о защите всех живых существ, об устранении помех и препятствий на пути следования Учению Будды.
9 февраля в 10:00 пройдет Сахюусан хурал. С 15:00 будет проведен молебен Табан Харюулга, способствующий устранению препятствий, ложных воззрений, различных бед, горестей, болезней тела и ума, преодоления вредоносного влияния внешних факторов. Во время хурала ламы читают ритуальные тексты, направленные на отвращение вреда, куда входят молитвы, обращенные к Белой Таре, Белозонтичной Таре, Зеленой Таре, а также великий текст «Сутра Сердца» («Шэрнин» – бур.яз.) и особый текст «Хамчу Нагбо» – для устранения воздействия дурных помыслов, злых языков, последствий плохих снов.
В 19 часов ламы начнут читать специальный молебен Дугжууба, после чего разведут ритуальный костер. Этот обряд направлен на избавление от горестей, грехов и печалей уходящего года. Он проводится за два дня до наступления нового года. Для костра прихожане дома делают тесто (только мука и вода, без каких-либо добавок) и обтираются небольшими кусочками. Тесто нужно сначала покатать по лбу – символически собирая на него дурные мысли, затем вокруг рта – собирая дурные слова, по груди – очищая душу, потом в ладошках – как бы наматывая на тесто неблаговидные деяния. Можно также прокатать тесто по всей поверхности тела, представляя при этом, что из него вытягивается все плохое: болезни, порча, негативные эмоции. Затем эти кусочки теста бросают в ритуальный костер, который будет зажжен во дворе храма, все плохое сгорит в костре. В то же время ламы готовят так называемый «сор» – увенчанную черепом высокую пирамиду из реек, бумаги и теста, напоминающую наконечник стрелы. Под ритуальные молитвы в него «вкладывают» плохую карму общины за прошедший год, и затем торжественно сжигают на отдельном костре как символ духовного очищения.
10 февраля – день поста (бутуу удэр, или «закрытый день»): с 10:00 – Сахюусан хурал, с 15:00 – молебен Мандал Шива (восхваление Зеленой Тары), с 21:00 до 5:00 11 февраля – торжественный молебен Балден Лхамо, посвященный встрече Нового буддистского года Черноватой водяной Змеи.
11 февраля (понедельник) в 5 часов утра пройдет торжественный молебен Сидор Лхамо, будет отмечаться наступление Сагаалгана, пройдет обмен хадаками (особыми разноцветными шарфами), будет проведен обряд призывания удачи и благоденствия, все присутствующие смогут отведать белой пищи (пища, в которой содержатся молоко, сметана, творог, масло)
Расписание на дни празднования Сагаалгана:
7 февраля (четверг)
18:00 – обряд благословения подношений, специально изготовленных к Сагаалгану.
8 февраля (пятница)
10:00-18:00 – Арбан Хангал (Десять Защитников Учения)
9 февраля (суббота)
10:00-12:00 – Сахюусан хурал
15:00-17:00 – Табан Харюулга
19:00-19:30 – торжественный молебен Дугжууба
19:30-19:40 – подготовка к костру, необходимые обряды
19:40-20:00 – костёр
20:00 – заключительный молебен
10 февраля (воскресенье)– день поста (буту удэр, или «закрытый день»)
10:00-12:00 – Сахюусан хурал
15:00-16:20 – молебен Мандал Шива (восхваление Зеленой Тары)
21:00-05:00 – торжественный молебен Балден Лхамо, посвященный встрече Нового буддистского года Черноватой водяной Змеи
11 февраля (понедельник)
05:00 – торжественный молебен Сидор Лхамо, наступление Сагаалгана, обмен хадаками (особыми разноцветными шарфами), обряд призывания удачи и благоденствия, угощение белой пищей (пища, в которой содержатся молоко, сметана, творог, масло)
В традиции тибетско-монгольского буддизма Сагаалган является первым из шести самых важных ежегодных праздников – хуралов. Празднование Нового Года в Тибете приобрело буддийское содержание только в начале XV века, когда знаменитый тибетский реформатор буддизма и основатель школы Гелугпа Цзонхава разработал правила проведения праздников в буддистских монастырях. К Новому Году Цзонхава приурочил проведение праздника Монлам Ченмо (Великий молебен – тиб.). Этот праздник длится в течение 15 дней и посвящается воспоминанию о 15 чудесах, которые, по преданию, Будда Шакьямуни совершил в индийском городе Шравасти. В этом году Монлам Ченмо будет проходить с 12 по 25 февраля.
При этом принято на второй день Сагаалгана, 12 февраля (вторник), вешать хий морины – совершать обряд запуска «коней ветра удачи». «Конь ветра удачи» – это символ, показывающий состояние благополучия человека.
В 15 лунные сутки, 25 февраля (понедельник) с 10:00 ламы проведут специальный молебен Чонпрул Дуйсэн. В 17 лунные сутки, 27 февраля (среда) с 10:00 пройдет специальный Сахюусан хурал, посвященный окончанию праздника Монлам Ченмо.
Сагаалган празднуется в течение целого месяца, это самое благоприятное время для проведения очистительных обрядов, для посещения ламы-астролога, у которого можно узнать, что следует делать и чего избегать в наступившем году, также можно пригласить ламу домой для проведения очищающего обряда вашего жилища.
Все вопросы о времени проведения хуралов и приема у лам можно задать по телефону +7 (981) 755 96 05. Расписание также представлено на сайте дацана www.dazan.spb.ru .