Паломничество к местам силы в контексте тибетского буддизма
Материал из Buddha World.
Заслуга, сонам ― это то, что обретается в процессе религиозной практики, в частности при совершении паломничества. Эта концепция является отличительной особенностью буддизма. В английском языке не существует точного эквивалента этому тибетскому слову. Иногда оно переводится просто как «добродетель», но в тибетском языке есть другие слова, которые намного лучше отражают суть добродетели. Заслуга ― это результат позитивного действия или проявления добродетели. Кармический эффект добродетельного поступка усиливает тенденцию повторять это действие в будущем; заслуга имеет ту же самую тенденцию. Вслед за осуществлением добродетельного поступка возникает приятное чувство удовлетворения; заслуга порождает то же самое чувство. Однако заслуга поддается количественному измерению. Она накапливается подобно сбережениям на счете в кармическом банке. Результат добродетельных поступков идет в доход, а результат негативных и плохих действий вносится в дебет.
Десять основных добродетельных поступков ― это отказ от убийства, воровства и неправильного сексуального поведения; воздержание от лжи, от пустой болтовни, сквернословия и сеяния раздоров; также отказ от алчности, злонамеренности и ложных воззрений. Совершение вышеперечисленных действий создает плохую карму. Различные духовные практики, особенно подношения Будде, Учению и общине практикующих, создают заслугу. Паломничество, как уже было отмечено, представляет собой главный «производитель» заслуги.
Заслуга, главным образом, инвестируется в гарантию лучшего перерождения. Чем больше счет в кармическом банке, тем лучше перерождение. Солидный баланс гарантирует перерождение в высших мирах богов, полубогов (асуров) и в мире людей. Отрицательный банковский баланс ведет к перерождениям в низших мирах: животных, голодных духов или существ ада. Большой запас заслуг к концу жизни это результат благоразумности и внимательности в течение всей жизни. Когда заслуга накоплена, появляется искушение обменять ее на нечто конкретное ― земное благо, гарантию успеха в какой-либо сфере: финансовой, любовной или общественной.
Что касается паломничества, то посещение более значительных мест силы соответственно ведет к накоплению большей заслуги. Великие священные горы, такие как Канг Ринпоче (Кайлаc), Лапчи и Цари, ― самые мощные производители заслуги. Одно только намерение совершить паломничество уже ведет к накоплению заслуги, когда же делается первый шаг в сторону места силы, то запускается счетчик измерения заслуги.
Основной источник накопления заслуги ― обход священных мест, одна из главных духовных практик во время паломничества:
«Польза [или заслуга] для любого, кто сделает шаг с намерением совершить обход вокруг храма с реликвиями Будды, с верой в уме, так же велика, как от совершения подношения ста тысяч унций золота». Хабер, 1993
Заслуга, накопленная в результате одного обхода горы Бонри, в 700 миллионов раз превосходит любой обычный обход. На количество приобретаемой заслуги также влияет год и месяц совершения паломничества. Если паломничество совершается в месяц Лошади, Овцы, Птицы или Обезьяны, заслуга увеличивается в 1,3 миллиарда раз. Результатом благих действий во время паломничества вокруг Бонри ― например, спасения жизни животных ― будет автоматическое увеличение накопленной заслуги в 10 000 раз. Также согласно одному путеводителю: «Любой совершенный проступок или неблагое действие увеличивается до размеров Горы Меру или космического океана».
Очевидно, что с таким огромным количеством накопленной заслуги в привычном состоянии ума паломника и в его кармическом рисунке возможны значительные перемены. По-видимому, в накоплении заслуг есть некий порог, с которого начинается переход к запредельному, в том числе к просветлению Будды, или освобождению от круга перерождений, круговорота бытия. Согласно буддийскому учению, необходимым условием для полного освобождения является как завершение накопления заслуг, так и медитативное постижение природы реальности. Традиция в целом, и особенно путеводители по местам силы, достаточно ясно говорят о том, что паломничество по великим священным местам ― наиболее эффективный способ накопления заслуг. Предполагается, что оно способно довести до высшей точки и постижение природы реальности или, по крайней мере, привести к радикальным изменениям в сознании. Как утверждают многие паломники, во время паломничества непреднамеренно усиливается осознанность. Так, путеводитель по Канг Ринпоче, цитируя Гуру Ринпоче, заверяет паломника в следующем:
«Любой человек, посетивший Канг Ринпоче, центр мира, достигнет освобождения в течение трех жизней. Любой, кто с искренней верой обойдет озеро Цо Мапхам, спонтанно достигнет состояния Будды». Рэмбл 1995:98
В худшем случае, после смерти и в конце бардо, промежуточного состояния между смертью и новым рождением, для паломника «закроются врата шести лок». Это произойдет в том случае, если сознание человека в бардо сохранит бесстрашное равновесие, не отвлечется на манящие огоньки материнских утроб, сулящих перерождения в высших и низших мирах, и окажется в чистой земле одного из Пяти Будд или на Медноцветной горе Чистой земли Гуру Ринпоче, в Шамбале, или в Земле Оргьен Кандромы.
Если накопленной заслуги недостаточно для достижения состояния Будды или освобождения из круговорота перерождений, тем не менее, ее может хватить для пробуждения сверхъестественных способностей или необычных озарений. Способность летать или проходить сквозь скалы, знание языка животных и птиц, способность читать чужие мысли и тому подобное могут быть обретены, особенно в местах силы, где обитают небесные танцовщицы. Именно они даруют такие способности. Путеводитель по горе Цари, одному из мест, где собираются небесные танцовщицы, обещает обретение особых сил, если там совершить подношение Будде. Подобным образом, если вы лишь короткое время будете медитировать на камне под названием Амолига на горе Бон в Конгпо Бонри, то вступите в самадхи, которое вспыхнет в вас подобно пламени. Кроме того в вас пробудятся воспоминания прошлых жизней.
Паломник с правильным намерением, по меньшей мере, автоматически очищается от неблагих деяний. Неблагое действие (дикпа) может быть определено как невежественное действие ума, речи или тела; действие, частично осмысленное из-за недостатка осознанности и избытка глупости; действие, накапливающее плохую карму; действие, противоречащее нравственным нормам и принципам, установленным обществом, ламой или самим человеком. Какой бы ни была причина проступка, его результатом становится накопление плохой кармы наряду с кармической предрасположенностью повторять это негативное действие в будущем. Очищение и освобождение от загрязнений может достигаться различными методами, которые зависят от духовной зрелости совершившего проступок. Иногда бывает достаточно благословления ламы. Эффективным может быть и медитативное погружение. Метод монаха ― ритуальная исповедь в медитативном сосредоточении. Но в особо тяжелых случаях последним прибежищем становится паломничество. Паломничество очищает ум от загрязнений и склонностей повторять негативные действия. И это очищение достигается в местах силы.
«Благодаря благословлению, дарованному тремя великими держателями знания, одного лишь посещения этого священного места [Бонри] довольно, чтобы очиститься от загрязнений. Для этого достаточно просто ступить на эту цветущую землю… Если выпить воды из ее источников и искупаться в ней, тотчас очистятся все загрязнения и обретется духовная польза и безмерная мудрость… Любой, кто выпьет воды из голубого озера Цо Мапхам, избавится от недобродетели, сопровождающей его последующие жизни». Рэмбл
Самые тяжелые неблагие действия ― пять безразмерных (с немедленными последствиями) или так называемые «неискупаемые» проступки. К ним относятся убийство отца, матери или ламы, сеяние раздора в духовной общине и злонамеренное пролитие крови Будды. После смерти такой человек незамедлительно попадает в самые глубокие ады без какой-либо возможности освободиться в бардо. Но даже такие так называемые неискупаемые проступки можно очистить посредством паломничества. Согласно путеводителю, обход вокруг Канг Ринпоче несомненно искупает подобные злодеяния. Существует ряд мест силы, посещение которых гарантирует очищение от определенных неблагих действий. Чортен Ньима, недалеко от границы с Сиккимом, например, становится целью паломничества для тех, кому необходимо избавиться от проступка кровосмешения.
О способности воды священных мест очищать неблагие деяния уже упоминалось выше. Однако редко говорится о пользе омовения в этих водах. Причина кроется в том, что на купание в тибетском обществе традиционно налагалось табу. У нежелания совершать омовение были веские основания, связанные со здоровьем: защитный слой жира и пота, покрывающий кожу, необходим для сохранения тепла при экстремальном холоде, а сохранение воды в организме необходимо в условиях экстремальной жары. Потеря тепла в теле влечет за собой болезни; потеря воды через потоотделение приводит к обезвоживанию. Вероятно, очистительный ритуал омовения имеет индийские корни, так как в индийской культуре и климате купание является ритуалом поклонения, а также ключевым моментом для поддержания хорошего здоровья. Во всяком случае, в Тибете альтернативой стало питье священной воды, хотя также есть указания на то, что результатом купания становится перерождение в мире чувственных небесных танцовщиц: «Те, кто омоется или выпьет воды из озера Цо Мапхам, попадут в "рай великого блаженства" небесных танцовщиц». Священные воды также имеют свойство исцелять от болезней, и часто паломничество совершается именно с этой целью:
«В южной части Бонри есть девять рек, которые исцеляют от проказы, язвы, глухоты и еще ста четырех видов различных недугов. Поблизости протекает река очищающего нектара, которая исцеляет от водянки и проказы». Рэмбл 1995:53
Как уже упоминалось, достижение освобождения из круговорота перерождений в момент смерти или в течение трех жизней, обретение сверхъестественных способностей, рождение в чистых землях Будд, очищение от загрязнений и негативной кармы, а также исцеление от болезней ― все это блага, которые может получить благочестивый паломник, чьи намерения и молитвы чисты. Несомненно, наибольшую пользу от паломничества получают те, кто готов к ее плодам, ― например, паломники с большими медитативными способностями, особой открытостью своим внутренним переживаниям и внешним впечатлениям.
Из книги Кейт Доуман «Священная жизнь Тибета»
Перевод Виктории Ивановой