Паган

Материал из Buddha World.

Паган (или Баган) — древняя столица одноимённого царства на территории современной Мьянмы. Город находится на сухом плато вдоль западного берега реки Иравади, 145 км к юго-востоку от Мандалая, недалеко от города Чаук в округе Магуэй. В настоящее время на месте древнего города находится археологическая зона с тысячами пагод, храмов, ступ, монастырей.

Несмотря на очевидную культурно-историческую значимость, ЮНЕСКО не смогло объявить Паган объектом всемирного наследия по политическим причинам.

Город Паган как таковой не существует — есть только аэропорт Баган, и несколько деревень (Ньяун У, Ве-чжи Ин, Мьинкаба, Старый Баган) вокруг и внутри огромной археологической ( а точнее охранной ) зоны с разбросанными тысячами больших и маленьких ступ и пагод. Наиболее значимые ступы — такие как Швезигон и Локананда Чаун, хранящие зубы Будды, — покрыты золотом, подходы к ним заасфальтированы, и вокруг построено множество павильонов. Большинство пагод из красного кирпича и белого камня и не покрыты золотом. Многие пагоды очень посещаемы, и на входе стоят торговцы, а мальчишки с фонарями помогают пролезть по лестницам на верхние ярусы и освещают корридоры. Менее значимые пагоды также охраняются и реставрируются. В одном из них висит доска, напоминающая, что здесь один немецкой профессор пытался отодрать фрески и был арестован полицией. В удалении стоит много совсем маленьких ступ и пагод, некоторые из них разрушены. Местами между храмами — выжженная пустыня, местами — одиноко стоящие пальмы, местами — зеленые заросли…

По своему назначению выделяются храмы — обычно симметричной формы с четырьмя алтарями и статуями будды в каждом направлении горизонта, ступы со святыми реликвиями и пещеры (губьяучжи) — храмы с лабиринтом корридоров, разрисованных фресками. Более старые фрески двухцветны, поздние фрески многоцветны, изображения часто совершенно фантастические и сюрреалистические. Можно неделями переходить от храма к храму, медитировать перед алтарями, залезать на верхие ярусы по крутым ступеням и через внутренние темные лестницы, любоваться закатом со специальных смотровых площадок на вершинах храмов. Огромный брошенный город, в котором многие столетия обитали призраки, жители которого тратили все свои силы на строительство храмов и не думали о своих собственных жилищах.

Иностранных туристов в Пагане очень много — и много паломников из со всего Буддистского Востока. В Пагане запрещен мототранспорт - либо катайся на такси, либо на велосипеде.

Один из храмов был излюбленным местом исполнения желаний для высших правительственных генералов, и охранялся войсками. Очень знаменательный храм стоит на юге комплекса — храм, построенные пленным монским царем Манухой, в котором в узком помещении стоят и лежат сдавленные и сжатые со всех сторон Будды — так хотел царь Мануха выразить свое отношение к плену.

Третий король Пагана Алаунситху построил великолепный храм с нишами для медитации и с видом на другие храмы. Он каждое утро в одно и то же время медитировал перед нишей, пока не был убит во время медитации своим собственным сыном, завладевшим после него троном.

Таких крупных заброшенных многие века назад, а потом обнаруженных белыми людьми и восстановленных (или восстанавлиемых) ими храмовых комплексов, Ангкор в Камбодже, Баган в Мьянме и Борободур в Индонезии.

Руины Пагана занимают площадь около 40 км². Большинство сооружений было построено в период XI-XIII веков, когда Паган был столицей династийного царства. Король Пьинбья в 874 перенёс в Паган столицу. Однако переносы столицы в бирманской истории случались нередко, и король Аноратха перенёс столицу в другой город. В 1057 король Аноратха овладел столицей монского царства, городом Татон, и конфисковал палийские рукописи, увёл буддийских монахов, художников и ремесленников, чтобы превратить Паган в культурный центр (см. Буддизм в Бирме). Он утвердил учение буддизма Тхеравады в качестве государственной религии и послал духовную миссию в Шри-Ланку, откуда прибыли монахи и помогли ему завершить обращение всей страны в Тхераваду. Паган стал центром науки, религии и культуры, одним из крупнейших городов мира.

В 1287 царство было занято монголами, отказавшись платить дань. Город был разграблен, золотые пагоды ободраны, многочисленные религиозные реликвии были украдены.

Магазин
Магазин
В университете Миннесоты Его Святейшество Далай-лама говорил о важности светской этики
В университете Миннесоты Его Святейшество Далай-лама говорил о важности светской этики
Наверх