Нюнэй Хурал
Материал из Buddha World.
Одной из древнейших буддийских традиций распространенных среди верующих буддистов России, является практика проведения трехдневных медитативных затворничеств для мирян под руководством лам. Она называется «Нюнэй хурал» или же «Арьяа Баалын маани». Эта практика может выполняться в любое время, особенно благоприятно совершать ее в благоприятные для буддистов дни - 8, 15 и 30 числа по лунному календарю. данный хурал может проводиться не только на территории дацана, но и в другом месте, пригодном для проведения молебна. Верующие, пригласив ламу к себе домой, могут проводить затворничество под его руководством.
Сознание человека, проводящего затворничество, изменяется в лучшую сторону - он становится добрее и сострадательней ко всем живым существам. Многие верующие проводят это затворничество ради благоприятного перерождения ушедших из жизни родных и близких. Эта одна из немногих сохранившихся традиций, которую верующие буддисты тайно практиковали в годы гонений на религию. Кроме того медитативное затворничество дает положительный эффект в улучшении физического здоровья и психического состояния сознания. Кроме того, верующие имеют возможность в последующем перерождении получить рождение в Чистой Земле Будды Амитабхи.
В тантрическом тексте под названием «дхарани Одиннадцатиликого Арья Авалокитешвары» сказано: «Посредством чтения моей сущностной мантры будет достигнуто состояние бодхисаттвы... ради всех живых существ, кому грозит опасность от воды, огня и различных страданий. Эта моя сущность служит обителью, защитником, прибежищем и другом. Все живые существа, памятующие о моем имени, пребудут в состоянии невозврашения, полностью освободятся от всех болезней и всех омрачений и скверн тела, речи и ума. Тот, кто правильно выполняет ритуал, в награду обретет просветление Будды». Для выполнения медитативного затворничества ламы и верующие тщательно готовят помещение, на алтаре помещаются символы тела, речи и ума бодхисаттвы сострадания Авалокитешвары. На алтаре также помещается изображение Защитника Учения Махакалы, который является гневным воплощением Бодхисаттвы сострадания. На специальном столике перед алтарем ставятся подношения, в центре которых располагается «мандала» Авалокитешвары.
Вокруг «мандалы» расставляются чаши с водой для питья, омовения ног, душистые цветы, благовония, светильники (лампады), чаши с ароматной водой и пища. Подношения должны быть свежими и достойно украшены. Также подносят разнообразные религиозные музыкальные инструменты. Изготавливают три особых подношения «балин» из поджаренной ячменной муки: первый, округлой формы окрашенный в белый цвет, ставится в центре. Он посвящен Бодхисаттве Авалокитешвара. Второй конусообразный красного цвета для Защитника дхармы Махагала, ставится справа. Третий, округлой формы, белого цвета. Он бывает более мелких размеров по сравнению с предыдущими. Он посвящается хозяинам местности. На алтарном столике помещают специальный ритуальный сосуд «бумба», наполненный на две трети чистой водой. В воду добавляют специальные ингредиенты и украшают еловой веточкой.
Вечером, перед первым днем, ламы вместе с верующими, преподносят все подношения, проводят ритуал приглашения, восхваления и почитания Защитника дхармы Махакалы, с тем, чтобы он постоянно присутствовал во время проведения медитативного затворничества, защищая его участников от посягательств злых духов. Затем проводят ритуал подношения жертвенного балина хозяевам местности, после чего определяют границу, за пределы которой не имеет права выходить участник медитативного затворничества. Первый день является подготовительным днем перед основным днем ритуала. В этот день, его участники утром пьют чай с хлебом и маслом. В обед питаются только молочной пищей - творог, молоко и масло. А вечером принимают только чашку чая. На рассвете, рано утром, умывшись, участники затворничества принимают однодневные обеты до восхода солнца следующего дня. Встав на правое колено, благоговейно сложив ладони, трижды произносят молитву принятия обетов. Молебен подразделяется на три сессии: утренняя, дневная и вечерняя. С той лишь разницей, что, утром принимают обеты и произносят с искренней верой множество молитв для принятия Прибежища в Трех драгоценностях.
Участники молебна начинают с порождения себя в состоянии Бодхисаттвы Авалокитешвары. Благословляют сосуд и подношения, произносят молитвы поклонения, сопровождая ее простираниями. После чего проводят ритуал подношения обширной «мандалы» Бодхисаттвы Авалокитешвары. Затем читают специальную молитву раскаивания пред 35 Буддами, называемый «исповедь бодхисаттвы». Все участники в это время совершают простирания. Затем, благословив ритуальные четки, участники начитывают мантру «Ом Мани Пад Мэ Хум» как можно большее количество раз, созерцая при этом Бодхисатгву сострадания Авалокитешвару. По завершении чтения мантр произносят стослоговую мантру Ваджрасаттвы для очищения от ошибок и благословляют воду, которую впоследствии миряне принимают для очищения от омрачений. Затем следует основная Хвала Бодхисаттве Авалокитешваре называемый «Зашитник Мира». Ее повторяют 21 раз представляя при этом, что вокруг собрались все живые существа шести миров и также совершают простирания, читая при этом Хвалу с сильным благоговением и почтением принимая Прибежище в Трех драгоценностях. После чего проводят ритуал омовения ликов Будд, Бодхисаттв, учителей, после которого раздают всем участникам благословленную воду «аршан» из ритуального сосуда «бумба» для трехкратного омовения и пригубляют воду. При этом представляют, что освященная вода очищает от омрачений.
В заключение читают молитвы посвящения добродетелей. В следующие сессии все эти молитвы вновь повторяются, только в конце вечерней сессии произносятся множество молитвенных благопожеланий. В основной день медитативного затворничества начиная с рассвета, участники медитативного затворничества принимают обет молчания, воздерживаются от любых разговоров и вообще не принимают еды и питья, никакого, не исключая даже зернышка или капли воды. Молебен, начиная с принятия обетов, повторяется заново без изменений. Вечером, по завершении вечерней сессии, проводят специальный обряд подношения 108 масляных лампад и читают благопожелания ради благого перерождения ушедших из жизни. В заключительный, третий день медитативного затворничества, молебен начинают в 4 часа утра. Повторяется утренняя сессия, только без принятия обетов и в более кратком виде. Например, мантры можно начитывать не тысячу раз, несколько меньше. Подносят краткую «мандалу». Основную Хвалу Бодхисаттве повторяют семь раз.
По завершении сессии ламы и верующие принимают специально приготовленную смесь, состоящую из молока, чая, прожареной муки, благовоний и лекарственных средств. Затем читают обширные благопожелания, посвящения добродетелей. С благодарственными молитвами провожают Хранителя Учения Махакалу. Читают благопожелания ушедшим из жизни, проводят ритуалы подношения золотого напитка для Будд, бодхисаттв с просьбой о ниспослании благополучия, затем следует ритуал призывания благости.
В завершение молебна трижды произносят молитву, называемую «Гимн Восхваления Цзонхавы».