Новая традиция Иволгинского дацана

Материал из Buddha World.

Новации в буддизме

Раньше все буддисты, относящиеся в школе гелугпа (одна из четырех школ тибетского буддизма), ограничивались простым возжиганием в каждом из храмов ровно тысячи ритуальных лампад (тиб., монг. – «зула»). Эта тысяча зула символизировала четырех уже пришедших и 996 «грядущих» Будд, которые должны посетить этот мир за время, отведенное ему для существования древними буддистскими текстами. Дацанский обряд Зула-хурал – храмовый праздник, который проводится в 25-й день первого зимнего месяца по лунному календарю в честь рождения и ухода в нирвану Учителя Цзонкапы, основателя школы гелуг и автора главных трактатов тибетского буддизма.

Иволгинский Дацан становится центром новаций в буддизме. Здесь уже работает паломнический маршрут по местам пребывания XII Хамбо-ламы Даши-Доржо Итигэлова, чье «Драгоценное нетленное тело» (бур. – Эрдэни Мунхэ Бэе) находится в специально построенном для этого дворце. Кроме того, во время летнего дацанского праздника в честь грядущего V Будды Майтрейи (бур., монг. – Майдари) проводятся массовые спортивные фестивали с соревнованиями по национальной бурятской борьбе, национальной стрельбе из лука и конным скачкам. Буддийская традиционная сангха России (ее председатель XXIV Хамбо-лама Дамба Аюшеев) сообщает своим последователям о том, что эти новации «освящены» самим Хамбо-ламой Итигэловым. С недавнего времени «послания», полученные ламами Иволгинского дацана от «вечно живого» ламы, стали вывешиваться на стенде возле его дворца.

Это касается и новой церемонии «Подношение Вселенной». В ходе предстоящего 1 декабря храмового обряда зула пришедшие на праздник люди смогут поучаствовать в запускании в небо тысяч горящих лампад. Сегодня изготовлено большое количество таких «летающих зула», которые сделаны наподобие китайских фонариков по широко известной технологии изготовления воздушных шаров. Принцип прост – горящая лампада-зула нагревает воздух внутри небольшого воздушного шара, который и поднимает ее в небо. Автор сценария этого «дацанского шоу» – художественный руководитель Бурятского театра драмы имени Хоца Намсараева Сергей Бальжанов.

– Все лампады получат благословение лично Хамбо-ламы Итигэлова, этим сейчас занимается Бимба-лама, главный хранитель Драгоценного нетленного тела, – рассказала директор Института хамбо-ламы Итигэлова Янжима Васильева. – Мне известно, что на данный момент все лампады уже изготовлены и поступили в Иволгинский дацан. Первые 108 лампад приобретены Российским государственным гуманитарным университетом. Закупили лампады Улан-Удэнский авиационный завод и Иволгинский район, сейчас у нас лампады уже заканчиваются.

Как поднести лампаду

По информации Янжимы Васильевой, каждый, кто приобретет в Иволгинском дацане за 250 рублей «небесную лампаду», получит в приложение к ней буклет, в котором будет объяснен смысл этого действия, инструкцию по применению, а также сертификат участника церемонии, выданный Институтом хамбо-ламы Итигэлова. Сама церемония будет совершаться 1 декабря на территории дацана пять раз – каждый час, начиная с 13.00. В 17.00 состоится главный акт церемонии, который пройдет при участии действующего Хамбо-ламы Дамбы Аюшеева. В буклете, который получат участники церемонии, написано: «Подношение 1000 лампад символизируют свет и величие мудрости. На огне лампад сжигается темнота неведения нашего и всех, кого мы представляли и памятовали в этот момент». (Орфография буклета сохранена. – С.Б.).

Для предотвращения пожароопасных ситуаций и для обеспечения безопасности самих участников церемонии в этот день на территории дацана будут задействованы подразделения пожарных и милиции.

– Само место запуска шаров будет оцеплено. Каждый час будут запускаться по 108 шаров, по два участника на одну лампаду. Сейчас работаем над тем, чтобы дать освещение на стадионе. Надеемся, что все пройдет без эксцессов. Если все пройдет нормально, будем проводить запуск каждый год, – говорит глава Иволгинска Валерий Очиров.

Сакральное действие

На вопрос «Новой Бурятии» о том, насколько такая традиция, распространенная в Китае, Таиланде и других южных азиатских странах, присуща монгольской и бурятской культуре, ректор Буддийского университета «Даши Чойнхорлин» лама Ганжур Раднаев ответил так.

– У монголов и бурят лампады зажигались в том месте, где забивали скот. Возжигая лампады, мы помогаем животным получить более высокое перерождение. Мы как бы закрываем свой грех и поднимаем их. Если мы поднимаем лампады выше, это будет еще лучше. Зула – это свет во тьме невежества, – сообщил Ганжур-лама.

– Это не шоу, а сакральное действие, – поддержала ламу Янжима Васильева. – Потому что эти лампады освятил Хамбо-лама Итигэлов. У них же в Китае нет Итигэлова и некому освящать. Сути нет! Хамбо-лама Дамба Аюшеев говорил, что свет учения, который исходит от тела Хамбо-ламы Итигэлова, он видит во всех шести мирах. И тогда мы подумали, что хорошо было бы поднять эти зула в небо!

Помимо пожарных и милиции, в запуске «небесных лампад» будут принимать участие волонтеры, привлеченные Молодежной палатой Улан-Удэнского городского Совета депутатов. Молодые люди выступят в качестве инструкторов и помощников неорганизованной массы верующих. Лама Ганжур Раднаев сообщил том, что количество «летающих зула» на предстоящей церемонии, возможно, не ограничится каноническим числом в одну тысячу лампад по количеству грядущих Будд. Если участники церемонии приобретут большее количество лампад, все они будут поднесены Вселенной.

Сергей Басаев


Новая бурятия

Магазин
Магазин
В Калмыкии в "Золотой обители Будды Шакьямуни" монахи монастыря Гьюдмед возводят мандалу Ямантаки и изготавливают масляные скульптуры
В Калмыкии в "Золотой обители Будды Шакьямуни" монахи монастыря Гьюдмед возводят мандалу Ямантаки и изготавливают масляные скульптуры
Наверх