Лань Цайхэ

Материал из Buddha World.

Изображается очень красивым, держит в руках цветы хризантемы или деревянные трещотки, или с корзиной цветов, иногда в одной туфле. Возраст и пол его неизвестен, но чаще он изображается как молодой юноша несколько женственного вида с бамбуковой корзиной цветов. Был юродивым, обут в один сапог, летом ходит в шерстяной рубашке, а зимой спит на снегу. Ходил по рынкам, а выпрашиваемые монеты раздавал или таскал по земле нанизанными на веревку, пока они не рассыпались. Покровитель(ница) торговцев цветами и садовников. Он игнорирует всё вокруг и постоянно весел. Его веселье охватывает всех окружающих. Легенда рассказывает, что он напоил всех бессмертных, и они перешли от внешней алхимии к поиску бессмертия, исходя из внутренних сил.

В даосской литературе первым из Ба Сянь упоминается Лань Цайхэ. В "Продолжении житий бессмертных" Шэнь Фэня (10 в.) Лань описывается как своеобразный юродивый. Он носит рваное синее платье (Лань означает "синий") с поясом шириной более трёх вершков с шестью бляхами чёрного дерева, на одной ноге сапог, другая - босая. В руках у него были бамбуковые дощечки (род кастаньет). Летом утепляет халат ватой, зимой валяется на снегу. Он бродит по городским базарам, распевая песни, которых он знает множество, и прося на пропитание. Деньги, которые ему давали люди, Лань нанизывал на длинный шнур и тащил его за собой.

Временами он терял монеты, раздавал их встречным беднякам или пропивал в винных лавках. Однажды, когда он пел и плясал подле озера Хаолян и пил вино в тамошней винной лавке, в облаках показался журавль и послышались звуки тростниковой свирели и флейты. В тот же миг Лань поднялся на облако и, сбросив вниз свой сапог, платье, пояс и кастаньеты, исчез. В некоторых средневековых текстах Ланя отождествляют с сановником Чэнь Тао, будто бы ставшим бессмертным, и с отшельником 10 в. Сюй Цзянем, но в юаньской драме "Ханьский Чжунли уводит Лань Цай-хэ от мира" - Лань Цай-хэ - сценическое имя актёра Сюй Цзяня. Предполагают, что его имя происходит от аналогично звучащего припева в некоторых песнях 10-13 вв.

Изображения Ланя появились также в 10-13 вв. Впоследствии при сложении цикла рассказов о Ба Сянь появились сюжеты о встрече Ланя с другими персонажами группы. При этом он утрачивает свои первоначальные атрибуты - кастаньеты-пайбань и флейту, благодаря которым он в ранний период почитался, видимо, как покровитель музыкантов: кастаньеты переходят к Цао Го-цзю, флейта - к Хань Сян-цзы, а сам Лань изображается с корзиной (Лань означает также и корзину); её содержимое - хризантемы, ветки бамбука - ассоциировалось с бессмертием, а Ланя стали почитать как покровителя садоводства. В фольклоре вечно юный Лань превращается в фею цветов, хотя нередко сохраняет и мужское обличье.

Лань достиг просветления около озера Хаолянь. За ним прилетел журавль, с которым он исчез в облаках, сбросив с себя единственный сапог,

Магазин
Магазин
Дети и Буддизм
Дети и Буддизм
Наверх