Лама Сопа Ринпоче. Сансара — это не парк развлечений

Материал из Buddha World.

Удовольствие, испытываемое этими совокупностями, зависит от внешних объектов. Однако на деле природа наших чувств — лишь страдания. Когда мы сталкиваемся с объектами чувств, мы навешиваем на них ярлык «удовольствие», но на самом деле они не являются ни чистым счастьем, ни настоящим удовольствием.

Сансара видится нам как парк развлечений. Например, бедные люди, которые слишком тяжко трудятся или не имеют работы и дома, смотрят на богатых, и им кажется, что богатство – это приятно. Бедные видят машины, телевизоры, бассейны, конторы, заводы и фирмы богатых – и со стороны не замечают никакого страдания. Их влечет образ жизни богатых людей, у которых множество материальных благ, которых окружают друзья и знакомые. У состоятельных людей есть власть и репутация, и это кажется бедным крайне привлекательным. Со стороны создается впечатление, что у них нет никаких проблем и страданий, что жизнь у богатых – счастливая и успешная. Как бы то ни было, на деле все не так. Возможно, они добились материального успеха, но так и не обрели счастье и не освободились от проблем. В реальности все совсем по-другому: они очень сильно страдают.

Даже в Индии у состоятельных людей дома множество проблем. Когда они ходят на вечеринки или еще куда-то, то, конечно, кажутся нам счастливыми. Мы же с ними не разговариваем, а просто смотрим на них и перебрасываемся с ними парой фраз вроде: «Привет» и тому подобного. Мы не видим их проблем, но если мы с ними разговоримся, то откроется вся глубина их страдания. Чем больше мы говорим с ними, чем больше с ними сближаемся, тем больше страданий замечаем в их жизни. Вне дома они все кажутся счастливыми, но дома у них огромные проблемы. Вот, например, жена выглядит такой богатой, катается на дорогой машине, у нее куча вещей, а на деле она живет в ужасном горе, потому что ее муж – заядлый алкоголик. В уме мужа при этом – масса беспокойства и страха, у него тоже множество проблем – например, боязнь потерять власть и репутацию. У них так много тревог и ожиданий, страха и беспокойства по поводу того, что они могут лишиться своего состояния и стать бедняками. Они беспокоятся, что разорятся и станут менее влиятельными или богатыми, ем другие богаты люди — так вот идет соревнование. В их умах и жизнях так много беспокойства и страха, так много проблем.

Чтобы подавить этот страх и чтобы передохнуть от всех остальных забот и тревог, они начинают принимать наркотики или употреблять алкоголь. Когда они пьют, они перестают думать о проблемах, подавляют их. Проблемы-то остаются, но сила алкоголя давит на тело и ум, который оказывается одержим влиянием алкоголя, и они становится нечувствительным к проблемам. Однако потом они бьют своих жен; жены постоянно живут в ужасном страхе, и у них нет вообще никакой свободы. Они постоянно живут в страхе того, что муж однажды изобьет или убьет их. Так что из-за этого в их жизни нет счастья, зато предостаточно проблем. Со стороны кажется, что они успешны и никаких проблем у них нет. Но если мы с ними встретимся, если они нам расскажут, что творится в их умах и жизни, то мы увидим одно сплошное страдание. Таким образом, мы воспринимаем сансару как парк развлечений.

Еще я прочел в журнале статью про человека, которого считают одним из самых успешных в мире. В статье подробно описывали его успех с материальной точки зрения – упоминали бизнес, все его компании, состояние, которое он нажил, и так далее. Однако в статье также говорилось о том, что его личная жизнь – это сплошной кошмар, переполненный проблемами, с которыми он никак не может совладать.

Богатые и влиятельные люди, у которых есть власть и репутация – лидеры стран, те, у кого большой бизнес или много фирм и так далее – испытывают множество страданий и проблем. Это все потому, что они не практикуют Дхарму, проживают свои дни в гневе, зависти, привязанности, их ум вечно не удовлетворен и так далее. Подобное отношение с жизни порождает дискриминацию и множество других ненужных проблем.

Когда жизнь проходит в дисгармонии, когда многим людям мы не нравимся, и нас критикуют из-за той кармы, которую создали в прошлых жизнях, то наша жизнь проходит под знаком зависти, гнева, привязанности и так далее. Методы, порожденные этими чувствами, неверны и всегда создают проблемы. Мы хотим счастья и успеха, но находимся под влиянием невежества, гнев, привязанность, зависть, гордыню и тому подобное — и поэтому выбираем образ действий, которым вредим себе и другим. Такова природа работы, которая совершается с негативным настроем.

Поскольку мы переживаем результат созданной в прошлом негативной кармы, в нашей жизни появляются дополнительные проблемы: мы разлучены с желанными объектами, сталкиваемся с нежелательными, не получаем удовлетворения и тому подобное. Когда мы не можем с этим справиться, возникает мысль о самоубийстве. Даже удел птицы начинает казаться завидным. Мы думаем: «О, у птички нет никаких забот, она просто летит куда захочет, она свободна!». Мы радуемся, глядя на птичку, снова и снова воспринимаем сансару как парк развлечений. Мы не понимаем, что жизнь других людей переполнена страданиями. Собственные проблемы заставляют нас думать, что все остальные довольны и счастливы.

Мы смотрим на нищих, бродящих в поиске еды и думаем: у них нет всей этой ответственности и необходимости беспокоиться о семье или репутации, власти, конкуренции и прочих подобных вещах. Мы смотрим на счастливую жизнь, которую ведут нищие, и нам начинает казаться, что они свободны от проблем. Это очередная галлюцинация, проекция, в рамках которой сансара видится нам парком развлечений. Однако эти нищие, бедные люди погружены в свои собственные страдания и проблемы.

Пока мы живем в сансаре, всё, на что падает наш взгляд, все разнообразные стили жизни даже если мы живем в городе – это страдание. Жизнь в городе – это страдание, жизнь в сельской местности – страдание, путешествия с целью увидеть весь мир – это страдание, отсутствие путешествий – страдание… Если стать фермером и думать: «О, как это прекрасно, как это замечательно – быть фермером, иметь свою ферму, выращивать собственные овощи и фрукты в саду», то в итоге это снова окажется страданием, и только.

Живем ли мы одни или в обществе – это страдание. Если нам кто-то рассказывает про сообщество, которое находится где-то в горах за городом, где можно выращивать животных, мы думаем: «О, как это чудесно!». Но когда мы присоединяемся к этому сообществу, начинаются проблемы и заботы – и мы снова от этого бежим.

Работаем ли мы официантом в ресторане или бродяжничаем – это страдание. Мы становимся президентом или главой страны, королем – и снова страдание. Мы становимся певцом или известным музыкантом – снова страдание. Проблемы у всех одинаковые – и у богатых, и у знаменитых певцов, и у музыкантов. Они испытывают ужасное беспокойство, боясь потерять свою репутацию, власть, или стать менее успешными, менее замечательными, чем все остальные. У них так много забот, тревог и проблем. Человек, который часами шутит, юморист, который постоянно шутит и заставляет нас смеяться, как я слышал, живет в постоянном страхе того, что успех покинет его, что люди не будут смеяться над каждой его шуткой.

Пока мы живем в сансаре, любой наш образ жизни – это страдание, только и всего. Пока мы не вовлекаемся в этот образ жизни, сансара кажется нам прекрасным парком, парком развлечений. Но как только мы вовлекаемся в этот образ жизни, сразу возникает множество проблем.


Перевод Яны Хлебниковой

fpmt.ru

/*
Магазин
Магазин
В поиске тысячи Будд
В поиске тысячи Будд
*/
Наверх