Кони ветра. Лунгта

Материал из Buddha World.

Сейчас в Калмыкии всё популярнее становится обычай развешивать молитвенные флаги. Некогда ойраты жили в тесном соседстве с Тибетом, откуда и пришла эта традиция. Тому, как она возникла и что за ней стоит, и посвящена эта статья.

Когда путешествуешь по святым буддийским местам Индии, Непала и Тибета, то замечаешь, что почти везде их окружают высоко развешенные гирлянды разноцветных молитвенных флагов.

По-тибетски они называются "лунгта". Но обычай развешивать эти яркие, испещренные мантрами и изображениями куски ткани - не просто национальная тибетская традиция, а практическое применение учения Будды для решения жизненных проблем. Отпечатанные, как и все древние тибетские книги, с деревянных досок, эти гравюры можно также рассматривать как произведения искусства, несущие индивидуальные черты в зависимости от вида, региона и мастера-резчика.

Эта практика, как и остальные буддийские методы, уходит корнями в далекую древность. Первое описание "прародителя" современных молитвенных флагов содержится в "Сутре вершины победного знамени". Именно это победное знамя, которое вывешивалось в знак величия и победы над чем или кем-либо, стало отправной точкой для развития традиции.

В южных буддийских странах, где процветает Тхеравада - Шри Ланке, Бирме, Таиланде - ступы, статуи и храмы также часто украшают яркими, чаще всего треугольными флажками, на которых иногда пишут какие-либо пожелания. В Индии эти флажки можно видеть в общебуддийских местах паломничества, особенно в Бодх-Гае.

В Тибете этот обычай появился с общим распространением буддизма среди народа, то есть со времен Гуру Падмасамбхавы (8 - 9 века н.э.). Современный вид этот обычай принял под некоторым влиянием местной тибетской религиозной традиции - Бён. Но если раньше в рамках этой традиции тибетцы складывали камни на перевалах в кучи, завязывали полоски ткани на деревьях и совершали другие подношения местным богам и духам, то теперь обращенным в буддизм духам подносились мантры и благопожелательные молитвы, отпечатанные на флажках.

Кроме того, популярным народным верованием в Тибете было то, что рождению человека сопутствует появление "дра-ла" - божества-хранителя этого человека. Заботой этого духа является поддержка жизненных сил человека и его процветание, то есть он - что-то вроде ангела-хранителя. Естественно, что человеку тоже следовало заботиться о своем защитнике, и одним из способов его поддержки также было вывешивание молитвенных флагов.

Таким образом, тибетцы сильно расширили область применения "победных знамён", и фактически это стало смесью народных верований и буддийских практик.

Общий смысл вывешивания молитвенных флагов - гармонизация жизненной ситуации и увеличение благополучия; тот человек, который развешивает эти флажки, устраняет препятствия вообще, и, в частности, это способствует достижению определенной цели. Это приносит удачу и увеличивает благоприятную энергию и силы, способствующие решению проблем.

Лунгта часто развешивают перед ответственными встречами, важными событиями и решительными моментами жизни. Например, если кому-то предстоит сделать решительный шаг или занять важный пост, предпринять далекое и небезопасное путешествие, то незадолго до события считается благоприятным вывесить флаги.

Часто люди вывешивают молитвенные флаги с изображениями и мантрами Зеленой Тары, Гуру Падмасамбхавы и других буддийских божеств. В зависимости от ситуации упор делается на активность определенных Будда-аспектов. Так, изображения и мантры Ченрезига (Авалокитешвары) способствуют общему умиротворению обстоятельств и развитию любви, Зеленая Тара и Гуру Падмасамбхава - для устранения всяческих препятствий, Амитаюс и Белая Тара - для продления жизни, и так далее.

Довольно часто также можно видеть развевающиеся полотнища, на которых нет никаких изображений - только буквы. Они представляют собой тексты некоторых Сутр Будды, которые особенны своей силой в устранении препятствий и защитой - "Алмазная Сутра", "Сутра рассекающего ваджра" и другие.

Естественно, сразу возникает вопрос: а каким образом это функционирует? Что происходит, когда кто-то вывешивает эти мантры и изображения? И в чем, с точки зрения буддизма, рациональное зерно этого обычая?

Самым лучшим способом устранения собственных проблем и накопления заслуги является собственная практика - занятия медитацией и совершение позитивных действий. Очень благоприятным также считается чтение мантр и вообще буддийских книг. Но чтобы накапливать заслугу и устранять препятствия, это не обязательно делать самому, - для этого можно использовать силы природы. Поэтому вместо того, чтобы самому крутить молитвенные колеса с мантрами, можно построить водяную мельницу, и тогда струя воды будет вращать барабан и активизировать мантры, а строитель или заказчик этого сооружения - накапливать заслугу. Точно так же можно использовать и силу ветра: когда флажки полощутся по ветру и хлопают, распространяя позитивную энергию, это равносильно чтению мантр и молитв.

Нам следует помнить о том, что все явления нашей жизни существуют во взаимной связи: если мы не любим окружающих нас людей и даже вещи, то уже это одно порождает неприязнь и проблемы, и мы сами становимся несчастны. Если же мы стараемся жить в гармонии с окружающим миром, то обычно у нас всё получается, и люди добры к нам. Поэтому, если мы оказываем какое-либо умиротворяющее влияние на окружающий мир, в первую очередь это сказывается на нас самих.

Вообще, в соответствии с системой тибетской астрологии, одной из пяти главных характеристик человека является как раз "лунгта". Популярной точкой зрения является то, что этот фактор очень тесно связан с удачливостью, благоприятным сочетанием обстоятельств. Однако в астрологических учениях акцентируется "общественный" характер личного "лунгта" - то, что в современной печати называется "пиар". Он особенно важен для тех, кто много работает с другими людьми - ламы, учителя, бизнесмены и так далее. В зависимости от года жизни человека этот фактор более или менее активен, и если он ослаблен, то при составлении гороскопа опытный астролог обычно рекомендует вывешивать "коней ветра". Также в соответствии с астрологическими вычислениями определяется наиболее благоприятное время для вывешивания флагов.

Можно говорить очень долго о множестве других деталей, регулирующих и интерпретирующих эту многовековую традицию, хотя в них нет необходимости разбираться для того, чтобы вывешивать лунгта. В этих тонкостях хорошо разбираются сведущие ламы и астрологи. Одним из экспертов в этом вопросе является Тартанг Тулку, живущий в США. Он построил множество ступ и издает много литературы, в которой, в частности, описывается эта "прикладная буддийская магия" (некоторые из его книг уже переведены на русский язык).

Как и другие религиозные объекты (статуи и ступы при заполнении), флаги можно также освящать. Ритуал, который делает квалифицированный буддийский практикующий, по-тибетски называется "раб-не" и заключается в том, что изначальная мудрость всех Будд приглашается в освящаемый объект и наполняет его. Есть длинные и короткие варианты этого ритуала.

Теперь несколько практических советов.

Число определяет сам человек; можно вывешивать от одного до нескольких сот флагов, как это обычно делают в Гималаях (правда, там они печатаются на очень дешевой, напоминающей плотную марлю, ткани, и потому стоят недорого; но также поэтому они и не отличаются особой долговечностью). В Тибете есть еще такой обычай: когда люди едут куда-то, они берут с собой отпечатанные на бумаге лунгта. И когда автобус или машина останавливаются на высоком перевале, эти листы просто выпускают на волю ветра, и они летят далеко-далеко. Один из таких бумажных листов изображен на иллюстрации.

Флаги не обязательно вешать собственноручно, но лучше все-таки при этом присутствовать, потому что сам процесс оставляет благоприятные впечатления у жертвователя.

Лунгта могут развеваться не только вокруг монастырей и ступ, но и на возвышенностях, горных перевалах, крышах домов, длинных шестах, как это практикуется всеми тибетцами. Именно по ним в Индии и Непале легко определить компактные районы проживания тибетцев, потому что они обычно украшают свои жилища высокими бамбуковыми стволами с флагами.

И, конечно же, "коней ветра" можно вывешивать не только индивидуально, но и всей семьей. Они приносят пользу не только тому, кто их вывесил, но всем окружающим, и благоприятно воздействуют на всю местность.

26 мая праздновался самый важный буддийский праздник года - день Пробуждения и Паринирваны Будды Шакьямуни. Весь лунный месяц, в середине которого расположена эта дата, в соответствии с буддийской традицией считается чрезвычайно благоприятным для всех благих дел и практик, поскольку заслуга от их свершения многократно возрастает. Будьте счастливы и благополучны!

/*
Магазин
Магазин
Буддийские татуировки
Буддийские татуировки
*/
Наверх