Кармапа XVII Оргьен Тринлей Дордже
Материал из Buddha World.
(признан Его Святейшеством Далай-ламой)
Нахождение Кармапы
26 апреля 1992 года Джамгон Ринпоче, который должен был возглавить экспедицию по нахождению Кармапы, трагически погиб в автокатастрофе в Сиккиме. Поэтому Тай Ситу Ринпоче и Гьялцаб Ринпоче (Шамар Ринпоче отсутствовал в Румтеке во второй половине мая 1992 года) уполномочили Аконга Ринпоче и Шераба Тхарчина возглавить поисковую экспедицию. Также, информация о священном завещании, наряду с его интерпретацией Держателями линии, была направлена Друпону Дечену Ринпоче в монастырь Цурпху — главную резиденцию Кармап в Тибете. Друпон Дечен Ринпоче направил поисковую группу, которая должна была представить доклад о своих результатах Аконгу Ринпоче и Шерабу Тхарчину, когда они прибудут.
Приблизительно через пять дней поисковая группа из Цурпху приехала в деревню Бакор ( «ба» – это одно из слов в тибетском для слова «корова»), неподалеку от Лхатокгара в области Лхаток ( «Лха» означает бог, или божественное, и «Тхок» – гром). Там они нашли семью, в которой имя жены было Лолага, ее же мужа звали Дондруб. Также члены поисковой группы узнали, что у этой пары был маленький сын.
Родители и местные жители отмечали, что на третий день после рождения мальчика, по всей долине распространился звук раковины и был слышен около одного часа. Считается, что это и имелось в виду в письме с предсказанием, когда говорилось «с чудесным, далеко слышным звуком белого». Поскольку обстоятельства рождения ребенка сопровождались многими особыми знаками, а также учитывая что настоятель местного монастыря указал, что мальчик бесспорно является тулку, родители не стали давать ребенку официального имени, решив, что лучше будет если он получит имя после распознания, чьей реинкарнацией является. В семье его называли «Апо Гага», что означает «счастливый брата» — прозвище, которое дала ему его сестра.
Как распространено в Тибете, Апо Гага отдали в монастырь в юном возрасте. Там его считали реинкарнацией, но не было определено, какого именно тулку. В 1992 году семилетний, еще не узнанный Кармапа покинул монастырь, чтобы провести некоторое время со своей семьей. Он попросил семью переехать на летние пастбища на месяц раньше, чем планировалось, сказав при этом, что ожидает визита странствующих монахов.
После удостоверения, что жизнь этого молодого кочевника соответствует указаниям в письме с предсказанием Кармапы XVI, отцу Кармапы была показана копия этого письма. После празднований в семье, монахи сопроводили молодого Кармапу в монастырь Калек, где стали дожидаться прибытия Аконга Тулку Ринпоче и Шераба Тхарчина.
Подтверждение Его Святейшества Далай-ламы (июнь 1992 года)
В начале июня Тай Ситу Ринпоче и Гьялцаб Ринпоче отправились в Дхарамсалу, чтобы проинформировать верховного лидера Тибета, Его Святейшество Далай-ламу о нахождении XVII Кармапы. Поскольку в то время, Далай-лама находился в Бразилии, они передали имеющуюся у них информацию через его офис в Дхарамсале. В ответ на это Его Святейшество дал свое неофициальное подтверждение, что кандидат Апо Гага является реинкарнацией XVI Кармапы. После детального рассмотрения всех доказательств и дополнительной встречи Тай Ситу Ринпоче, Гьялцаба Ринпоче и Шамара Ринпоче, Его Святейшество Далай-лама предоставил также официальное уведомление о своем подтверждении XVII Гьялванга Кармапы. После этого в монастыре Калек, Апо Гага стали готовить для поездки в Цурпху, традиционную резиденцию Кармап.
Возвращение в Цурпху. Возведение на трон (27 сентября 1992)
В июле 1992 года для Огьену Тринле провели церемонию обрезания волос в храме Джокханг в Лхасе, где он получил официальное имя – Пал Кхьябдак Огьен Гьялве Ньюгу Дродул Тринле Дордже Цал Чокле Нампар Гьялве Де. 27 Сентября 1992 года Кармапа был возведен на трон в монастыре Цурпху, главной резиденции Кармап с XII века. Перед началом церемонии ему преподнесли официальный сертификат правительства Пекина о признании его в качестве реинкарнированного ламы. Этим жестом был официально восстановлен столь важный и характерный для тибетской культуры институт тулку. Дюсум Кхьенпа, первый Кармапа, основал в XII веке в Тибете традицию лам-перерожденцев тулку, которая продолжалась около 800 лет, но приостановилась после вступления китайской армии в 1959 году. С согласия правительства Китая, эта традиция была восстановлена снова благодаря Кармапе, теперь семнадцатому. Данное событие было чрезвычайно важным для поддержания тибетской культуры и религии в Тибете.
Также во время церимонии возведения на трон Тай Ситу Ринпоче представил Огьену Тринле Дордже подтверждающее письмо, написанное Его Святейшеством Далай-ламой и признание оракула Нечунга — одного из главных оракулов Далай-ламы, который по ходатайству религиозного представителя правительства Сиккима также подтвердил выбор Кармапы. Два дня спустя Огьен Тринле начал свою деятельность в качестве семнадцатого Кармапы, проведя посвящение Красного Авалокитешвары. Интересно, что возведение XVII Кармапы на трон именно в Цурпху перекликается с песнями-предсказаниями XVI Кармапы, где последний говорил о своем будущем возвращении в этот монастырь.
Жизнь в Тибете (1992—1999)
Большую часть своего образования Огьен Тринле получил под общим руководством Друпона Дечена Ринпоче в Цурпху. В 1994 году он посетил важные монастыри и центры в Тибете, такие как Джокханг, Ташилунпо, Дрепунг, Сера и Гаден. Также Кармапа посетил Пекин, где встретился с председателем КНР Цзянь Цзэмином. Многие находят в этом подтверждение слов XVI Кармапы из письма с предсказанием о том, что будущий Кармапа будет вне сектанства, не разделяя людей на «близких» и «дальних“.
Также Кармапа много сделал для восстановления Цурпху, который был фактически полностью разрушен после 1959 года. Его возвращение дало новый импульс этой работе, начатой Друпоном Деченом Ринпоче. Так, было восстановлено большинство строений огромного монастырского комплекса, а также построена новая шедра (монашеский колледж). Многие ученики и последователи линии Кагью посещали Кармапу в Цурпху, предлагая свою помощь в восстановлении монастыря.
Побег Кармапы (28 декабря 1999 года – 5 января 2000)
Будучи в Цурпху Кармапа выполнял свои обязанности по поддержанию монастыря и монахов, а также помогая мирянам. Однако со временем китайские власти начали ограничивать его возможности свободно передвигаться, учить своих последователей и получать передачи от своих учителей. К примеру, главный учитель Кармапы, Тай Ситу Ринпоче, не мог посетить его в течение нескольких лет. Ввиду этого, Гьялванг Кармапа принял решение бежать из Тибета. 28 декабря 1999 года Огьен Тринле с еще несколькими помощниками тайно покинул монастырь Цурпху. До тибетско-непальской границы они передвигались на автомобиле, затем пешком, потом им удалось достать вертолет, который доставил их до места, называемого Нагаркот. Оттуда на взятой напрокат машине и на поезде они рано утром 5 января 2000 года прибыли в Дхарамсалу. Там Кармапа был радушно принят Его Святейшеством Далай-ламой, по ходатайству которого Огьен Тринле была предоставлена временная резиденция в монастыре Гьюто, неподалеку от Дхарамсалы, пока он не сможет вернуться в монастырь Румтек.
Огьен Тринле был признан большинством высших лам в иерархии линии Карма Кагью в качестве семнадцатого Кармапы. Среди них два Держателя линии — Тай Ситу Ринпоче и Гьялцаб Ринпоче, а также XII Сурманг Гарванг Ринпоче, X Сангье Ньенпа Ринпоче, IX Тралег Кьябгон Ринпоче, IX Кхенчен Трангу Ринпоче, VII Дзогчен Понлоп Ринпоче и его организация Наландабодхи, VII Йонге Мингьюр Ринпоче, IV Карма Кхенчен Ринпоче, III Тенга Ринпоче, III Бардор Тулку Ринпоче, II Аконг Тулку Ринпоче, Бокар Ринпоче, Кхьенпо Цултрим Гьямцо Ринпоче, Рингу Тулку Ринпоче, Кхенпо Картхар Ринпоче (настоятель Карма Трияна Дхармачакра), Сакьёнг Мипам Ринпоче и его организация Шамбала Интернейшинал, Друпон Ринпоче, лама Норла Ринпоче и многие другие. Также его поддерживают тулку высокого ранга, распознаные им — XI Паво Ринпоче, IV Джамгон Конгтрул Ринпоче и распознаные Тай Ситу Ринпоче, как, например, III Калу Ринпоче и XII Сурманг Трунгпа Ринпоче.
Также Огьен Тринле был признан перерождением Кармапы Его Святейшеством XIV Далай-ламой. Глава школы Сакья — Его Святейшество Сакья Тризин и бывший в то время главой школы Нингма — Миндроллинг Тричен Ринпоче (ныне покойный) — признали Огьена Тринле перерождением XVI Кармапы и составили для него молитвы долгой жизни. Тем не менее, один из Держателей линии Карма Кагью — Шамар Ринпоче — не признал Огьена Тринле в качестве перерождения XVI Кармапы и выдвинул своего кандидата — Тхайе Дордже — в качестве XVII Кармапы. Его поддержало лишь несколько Ринпоче линии Карма Кагью. На сегодняшний день конфликт так и не разрешён. Один из высоких лам в линии Кагью — Беру Кхьенце Ринпоче — придерживается мнения о правомочности обоих кандидатов. Также Чокьи Нима Ринпоче отмечает, что его отец (Тулку Огьен Ринпоче) считал, что к обоим кандидатам следует относиться с истинным почтением».
Его Святейшество Гьялва Кармапа XVII Оргьен Тринлей Дорже родился в семье кочевников в 1985 году в тибетской провинции Лхаток. Мальчика назвали «Апо Гага», что значит «Счастливый брат». Четыре года он провёл в монастыре Калек традиции Карма Кагью, где получал образование.
Чудесные события и знаки, которые сопутствовали зачатию и рождению Апо Гаги, имена родителей и место, в котором они жили, а также внешность и поведение ребёнка в точности соответствовали указанным в письме с пророчеством, которое Кармапа XVI оставил Тай Ситу Ринпоче, что и побудило монахов из монастыря Цурпху в 1992 году признать мальчика Семнадцатым Кармапой. Его Сиятельство Тай Ситупа и Его Святейшество Далай-лама подтвердили это определение.
27 сентября того же года правительство Китая официально позволило признать Оргьена Тринлея Дорже семнадцатым воплощением Кармапы и в тот же день в присутствии более 20000 паломников в монастыре Цурпху состоялась церемония возведения на трон. На следующий день с крыши монастыря Кармапа XVII даровал своё первое формальное посвящение Красного Ченрези.
После переезда в Цурпху Его Святейшество в основном занимался изучением Дхармы. Его раннее образование началось под руководством Его Преподобия Тай Ситу Ринпоче, Его Преподобия Гошир Гьялцаба Ринпоче и настоятеля Цурпху, покойного Друпон Дечена Ринпоче.
В 1994 году, совершив паломничество по святым местам центрального Тибета, Его Святейшество отправился с официальным визитом в Пекин по приглашению правительства КНР. Эта поездка познакомила Его Святейшество с городской жизнью в Китае, современными транспортом и технологиями. По возвращении в Цурпху Кармапа продолжал изучение Будда-дхармы, включая философию, дебаты, ритуальные практики и священные танцы, а в дни празднеств даровал посвящения тысячам людей. С 1994 года Его Святейшество начал предсказывать и определять перерождения лам-тулку. Первым он определил воплощение Паво Ринпоче, затем Джамгона Конгтрула Ринпоче и других тулку.
1 января 2000 года, когда западный календарь отметил новое тысячелетие, и монастыри и дхарма-центры Кагью по всему миру ознаменовали этот момент молитвами за мир во всём мире и беспрепятственную просветлённую деятельность Кармапы, Его Святейшество начал новое путешествие. Всего за несколько дней до того, 28 декабря четырнадцатилетний Огьен Тринлей Дорже, Гьялва Кармапа XVII, покинул монастырь Толунг Цурпху с небольшой группой помощников и тайно сбежал из Тибета. 5 января он в целости и сохранности прибыл в Дхарамсалу в Индии, где был встречен Его Святейшеством Четырнадцатым Далай-ламой. С тех пор Его Святейшество Кармапа временно живёт в тантрийском универститете Гьюто Рамоче близ Дхарамсалы, где продолжает изучать буддийскую философию и получать наставления, передачи и посвящения ваджраянских практик Карма Кагью от учителей линии преемственности. Его главный учитель – Кхенчен Трангу Ринпоче, знаменитый учёный линии Кагью.
Кармапа пишет стихи, которые учёные его линии считают необычайно сложными и утончёнными для его возраста. Некоторые стихи были положены на музыку Тибетским институтом исполнительных искусств, который выпустил запись этих песен под названием «Мелодия Истины».
2 февраля 2001 года правительство Индии дало Его Святейшеству Кармапе формальный статус беженца. Эту новость последователи по всему миру восприняли с радостью, поскольку это открыло Кармапе свободу путешествовать повсюду. Той весной журнал Time Asia назвал Его Святейшество Кармапу одним из героев Азии, за то, что «его отважный побег из Китая вселяет в тибетцев надежду.»
На формальной церемонии 24 июля 2002 года перед сотнями монахов Его Святейшество Кармапа получил начальные монашеские обеты от Его Святейшества Далай Ламы, которому помогал Его Преподобие Гьялцеб Ринпоче. По этому случаю несколько дней продолжались празднества в тантрийском университете Гьюто Рамоче.