Дигнага
Материал из Buddha World.
Дигнага жил приблизительно 480-540)— выдающийся индийский мыслитель, буддийский монах, принадлежащий школе Йогачара, основатель индийской буддийской логики.Дигнага родился в семье брахмана в Симхавакта около Канчи (Канчипурам), его учителем был Нагадатта из школы Ватсипутрия. Это направление буддийской мысли считает, что существует реальная индивидуальность (пудгала), которая не зависит от отдельных элементов или агреггатов, входящих в её состав.
Позже он учился логике у Васубандху и освоил мастерство логических диспутов, одержав много побед. Последние годы Дигнага провел в Ориссе. Большинство его сочинений сохранились в китайском и тибетском переводах.
Работа Дигнаги Хэтучакра (Колесо причины) посвящена формальной логике и выводит новую форму дедуктивного логического умозаключения. Эта работа является переходом между прежней доктриной трайру:пия и теорией вья:пти, которую Дигнага обоснавал позже.
Трактат об объектах и познании (Аламбанапарикша) : Дигнага, следуя Васубандху, доказывает, что объект познания не может принадлежать внешнему миру, используя два критерия: объект познания должен быть причиной познания и обладать той же формой, которая проявляется в познании. Внешний объект, обладающий «массивной формой» (стхула-акара), этим условиям не соответствует, а потому можно говорить только об «объекте, являющемся в познании» Трактат о источникам знания (Праманасамуччая) - основной труд Дигнаги по эпистемологии и логике. Трактат о правильных принципах логики (Ньяя-мукха).
Дигнага в своих работах пытался сформулировать, какие источники знания являются правильными.
Дигнаге принадлежала заслуга создания новой категориальной системы, которая обозначалась не как падартхи, а как панчавидхакалпана – «пятеричная конструкция рассудка».