Джампа Тинлей Вангчен
Материал из Buddha World.
Гэше Чжампа Тинглэй Вангчен родился 5 июня 1962 года в Мисоре (юг Индии) в семье тибетских беженцев. После школы поступил в Центральный тибетский институт в Варанаси (Северная Индия), по окончании которого получил степень шастри (бакалавра) философии, санскрита, тибетского и английского языков. С 1984 года около пяти лет работал переводчиком у тибетских учителей в буддийском институте «Дорчже Чанг» в Новой Зеландии. В возрасте 25 лет принял посвящение в духовный сан и стал монахом. В 1993 году, после трёхгодичного затворничества в горах Дхарамсалы, по желанию духовного главы Тибета Его Святейшества Далай-ламы XIV отправился в Россию, чтобы занять пост его духовного представителя. В феврале 1994 года в монастыре Сера (южная Индия) успешно сдал экзамен на звание гэше («доктор буддийской философии»).За годы своей деятельности в России в качестве духовного представителя Его Святейшества Далай-ламы, а затем — советника по делам культуры и религии Тибета, гэше Тинглэй во многом способствовал возрождению и развитию буддизма в традиционных регионах его распространения (Калмыкия, Бурят-Монголия, Тыва). С годами у него стало появляться всё больше учеников и в ряде городов Сибири и европейской части России, в результате чего в них также образовались буддийские центры.
Гэше Тинглэй неустанно путешествует по стране с лекциями по буддийской теории и практике. Являясь убеждённым последователем традиции Ламы Цонкапы, он даёт своим ученикам подробное и всесторонее учение по Этапам пути к Пробуждению (Ламрим), уделяя наибольшее внимание «трём основам пути», без которых невозможно достичь состояния Будды — Отречению, Бодхичитте и познанию Пустоты. Помимо теоретических знаний, гэше Тинглэй также даёт практические наставления по буддийской медитации; под его руководством проходят коллективные и индивидуальные ретриты (затворничества) по Ламриму и предварительным практикам (нгёндро).
Гэше Тинглэй является духовным руководителем ряда буддийских центров традиции Гэлуг, в том числе Московского буддийского центра Ламы Цонкапы, центра «Зелёная Тара» в Улан-Удэ, центра «Ченрези» в Элисте, центра «Манджушри» в Кызыле, центра «Тара» в Омске, центра «Атиша» в Иркутске, центра «Майтрейя» в Новосибирске, центра «Тушита» в Уфе, центра «Пунцог Чопел Линг» в Ростове-на-Дону.
Гэше Тинглэй — автор опубликованных на русском языке книг «Живая философия и медитация тибетского буддизма» (1994), «Буддийские наставления» (1995), «К ясному свету» (1995), «Шаматха» (1995), «Смерть. Жизнь после смерти. Пхова» (1995), «Тантра — путь к пробуждению» (1996), «Сутра и тантра — драгоценности тибетского буддизма» (1996), «Мудрость и сострадание» (1997), «Комментарии на краткую практику Ямантаки» (1998), «Ум и пустота» (1999), «Бодхичитта и шесть парамит» (2000) и др. Издательство «Цонкапа», созданное на базе Московского буддийского центра ламы Цонкапы, готовит к изданию ряд новых книг гэше Тинглэя, основанных на уникальном и ценнейшем для каждого буддийского практика материале прочитанных им лекций.
Гэше Чжампа Тинглэй является одним из наиболее значимых буддийских учителей современной России. Он — высококвалифицированный мастер как в буддийской философии, так и в медитации. Линия преемственности передаваемого им учения не прерываясь проистекает от самого Будды Шакьямуни и включает в себя таких великих наставников Индии и Тибета, как Падмасамбхава, Атиша, Миларепа и Лама Цонкапа. Его непосредственными учителями являются выдающиеся духовные мастера современности: Далай-лама XIV, гэше Нгаванг Даргье, Панор Ринпоче, гэше Намгьял Вангчен и другие.
Во время визита Далай-ламы XIV в Калмыкию в конце 2004 года гэше Чжампа Тинглэй вернул Его Святейшеству свои монашеские обеты гэлонга, которые он принял в 25 летнем возрасте. С того момента гэше Тинглэй продолжает свою деятельность в качестве проповедника-мирянина.
Большую часть времени гэше Тинглэй проводит в поездках, передавая буддийское учение и помогая личным советом.