Далай Лама в Японии. Суть пустоты.
Материал из Buddha World.
Осака, Япония, 30 октября 2011 – Первый день осеннего визита в Японию Его Святейшества Далай-ламы начался с лекции, во время которой Далай-лама разъяснил нескольким тысячам слушателей из Японии, Кореи и других стран суть «Сутры сердца», а также поговорил о том, как преодолевать трудности, с которыми мы сталкиваемся в жизни.
В начале выступления Далай-лама предложил всем присутствующим вместе прочитать «Сутру сердца», после чего очень подробно разобрал все этапы пути от постижения пустоты к состраданию, изложенные в великом буддийском произведении. «То, что вы родились и выросли в этой стране и в этой традиции – большая драгоценность, которую вы должны постараться сохранить. Вы должны анализировать и проверять учение Будды. Не надо ограничиваться лишь поверхностным пониманием традиции и начитыванием текста».
Затем Далай-лама очень четко разъяснил смысл Четырех благородных истин, подчеркнув, что люди нуждаются в счастье на более глубоком уровне, чем тот, который способны предоставить внешние ощущения. Для достижения внутреннего счастья нужно трудиться и размышлять, а не только молиться Будде. В нетеистических традициях именно ум, сознание человека, а не какое-то внешнее божество, является источником силы, подчеркнул Далай-лама.
Далее Далай-лама пояснил, что термин пустота не означает отсутствие существования чего бы то ни было. Чтобы слушатели лучше уяснили, в чем корни «Сутры сердца», он предлагал им задуматься об иллюзиях и ментальных проекциях. Не давая присутствующим возможности отвлечься или расслабиться, он буквально засыпал их вопросами: «Вот я сижу перед вами, но покажите, где же Далай-лама? Какая часть меня Далай-лама? А если вы посмотрите на себя, то какая часть вас будет в точности соответствовать вашему «я»? Что такое ваше «я»? Это ваше тело, или рука, или сознание?».
Далай-лама так увлекся темой и погружением вглубь философской мысли, что утренняя сессия продолжалась на 40 минут дольше, чем было запланировано. Опираясь на понятие пустоты, Далай-лама показывал, как надо отсекать и растворять самую сущность ненависти. «Если вы кого-то ненавидите, то где тот человек, к которому вы испытываете ненависть? По большей части он находится в вашем уме. То же самое можно сказать и о любви. Если вы ненавидите кого-то, задайтесь вопросом, кто «вы», а кто «кто-то», кого вы ненавидите? Свобода приходит только тогда, когда мы отсекаем омрачения и ментальные проекции».
После обеденного перерыва 18 монахов из Коясана произнесли молитвы, а затем Его Святейшество ответил на вопросы слушателей. В середине зала быстро выстроилась длинная очередь. Вопросы касались тем, затронутых во время выступления – реинкарнации, сострадания, непостоянства. Просили люди и пояснить подробнее некоторые места из текста сутры.
«Привязанность к тому, что представляется реальным – вот то, что мешает нам достичь ясности ума», - сказал Его Святейшество. Один молодой человек поинтересовался, может ли между двумя ментальными проекциями возникнуть чувство дружбы? На это Далай-лама ответил: «Мы только что пообедали, и обед этот был настоящим. Настоящим было и тело, которое поглощало пищу. Но если мы станем пытаться отыскать свое «я», то не найдем его».
«Иногда мы сильно злимся на человека, или даже ненавидим его. Но на что же, или на кого же конкретно мы злимся и гневаемся? На тело этого человека? Или на его сознание? В действительности, человек, на которого мы злимся, не существует. Человек, которого мы называем врагом – где он? Если мы станем искать его, то не найдем. Кроме того, у человека, которого мы считаем своим врагом, есть и друзья. Значит, он обладает положительными качествами, которые мы не видим».
Отвечая на вопросы, Далай-лама подчеркнул, что важность светской этики заключается в том, что она не зависит от каких-либо условий. В отличие от любви, основанной на религиозной вере, светская этика не исключает тех, кто не принадлежит ни к одной из религий. Он выделил три вида сострадания – биологическое, воспитанное обществом и основанное на научном знании.
«Суть пустоты в том, что всё взаимозависимо», - сказал он в заключение. «У вас в Японии очень передовая наука, но она не поможет вам достичь мира в душе. Вы создаёте современные фото и видеокамеры, но они не отражают ваше сознание. Пока не отражают!».
Отвечая на вопрос о непостоянстве, заданный в связи с разрушительным землетрясением, произошедшем в Японии семь месяцев назад, Его Святейшество пояснил, что существует два уровня непостоянства. Первый, внешний, заметный для глаз. Но есть и другой, более тонкий уровень непостоянства, проявляющийся ежесекундно. Так что на самом деле видимые разрушения – это лишь кажущееся внезапным следствие процессов, которые постепенно происходят в каждый момент времени. «Мудрость постижения пустоты иногда называют матерью буддизма, во всех его колесницах, а бохичитту, или сострадание, называют отцом», - сказал Далай-лама.