Дай Са
Материал из Buddha World.
Тхиенши Дай Са из монастыря Баодык, что в горах Вунинь, был уроженцем столичного квартала Донгтак, и происходил из семейства Хыа. Уйдя в монахи еще в детские годы, он стал последователем наставника Дао Хюэ из Тиензу. Упорно практикуясь в учении тхиена, он ухватил его основы. Изо дня в день он непрерывно повторял "Врата чудесного сутры Хоангием" и заклинания духов бодхисаттвы Фо Хиена. Порой он совершенно отказывался от пищи, покидал монастырь и останавливался в неустановленных законом местах. И тогда знать и сановники двора наперебой бросались услужить ему. Среди вельмож наставник пользовался наибольшим почтением у выонга Киенниня и принцессы Тхиенкык.
На скале Хо, что в уезде Туиенминь, наставник Дай Са заложил монастырь, в котором на его проповеди собиралось множество учеников. Монах из царства Сун по имени Янь Вэн, прослышав о славе наставника, заочно проникся к нему таким уважением, что сжег свой палец в качестве жертвоприношения ему. А современники наставника, те, наоборот, подозревали его в приверженности к вредоносной магии. Дело дошло даже до того, что в правление под девизом Тхиен-кам ты-бао тхайуи До Ань Ву велел привести наставника во внутренние покои и, оказывая давление, повел дознание с пристрастием. Но наставник совершенно не растерялся. А принцесса Тхиенкык, доложив императору, добилась его освобождения.
Однажды император Ли Ань-тонг вызвал к себе наставника и спросил: "Нас сильно одолевают аффекты. Каким способом можно избавиться от этого?"
Наставник Дай Са ответил: "Есть закон двенадцати причинно-следственных связей. Закон этот и есть корень всего круговорота жизни и смерти. Желаете избавиться от него, примите сей закон как лекарство".
Когда император спросил о сути этого закона, наставник разъяснил так: "Причинно-следственные связи зарождаются от неведения, через которое и приходят беспокойство, скорби, тяготы и волнение. Тот, кто хочет стать пратьека-буддой, должен избавиться от двенадцати причинно-следственных связей, привести в порядок свою телесную оболочку, то есть достичь такой кармы, в которой отсутствуют аффекты.
Император спросил: "Значит, Нам нужно упражняться в очищении сердца?"
Наставник ответил: "Как только кармическое сознание приведено в состояние покойной неподвижности, сердце само очищается от аффектов. В древности лянский император У-ди уже задавал этот вопрос чаньскому наставнику Баочжи. И тот ответил точно так же. Поэтому в данном случае и я, недостойный, предложил Вашему Высочеству прибегнуть к тому же самому!"
В пятый день второй луны пятого года правления под девизом Чинь-фу, передав наказы ученикам, наставник прочитал такую гатху:
Четыре змеи восприятия в одной корзине
По сути своей иллюзорны.
Пять груд ощущения, вздымающихся высокой горой,
Так же не имеют истока.
Истинная природа волшебно прозрачна,
Она не знает преград.
Нирвана или круговорот жизни и смерти -
Выбор лежит в твоем сердце!
В пятую ночную стражу наставник Дай Са принял яд и скончался, а шел ему 61 год.