В поиске тысячи Будд

Материал из Buddha World.

Глава инвесткомпании "Арбат Капитал менеджмент" Алексей Голубович охотится за редкими статуями Будды в подвалах азиатских антикваров. Но к своему увлечению он относится рационально.

По краям мраморной лестницы, ведущей к розовому с белыми колоннами дому Алексея Голубовича — в прошлом директора по корпоративным финансам ЮКОСа, а ныне главы инвесткомпании "Арбат Капитал менеджмент",— сидят сфинксы, что сразу настраивает на восточный лад.

На первом этаже дома взгляд останавливается на высокой печи, на которой стоят слоны и львы, фигурка Будды и две покрытые сусальным золотом чаши для даров из храмов Мьянмы. Шарообразные, с вытянутым вверх шпилем, они вырезаны из дерева, и в них обычно кладут пожертвования или фрукты. Вдоль стены — резные шкафы (большую часть антикварной мебели, признается Голубович, он купил в Пекине по цене продукции IKEA). На полу сидит сложивший руки буддийский монах около метра высотой — он сделан из большого куска окаменевшего тикового дерева и украшен цветным зеркальным стеклом. Статуе 100 лет, и обычно хозяин бережно накрывает ее тканью — чтобы не падали солнечные лучи.

Алексей Голубович и его жена, глава компании "Русский продукт" и Банка корпоративного финансирования Ольга Миримская,— обладатели одной из самых больших в России частных коллекций скульптурных изображений Будды. В октябре прошлого года они представили статуи из своей коллекции во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства на выставке под названием "Лики Будды: II-XIX века". Впрочем, на экспозиции уместилась лишь малая часть обширной коллекции Голубовича, который за 12 лет собрал несколько сотен статуй и других предметов буддистского искусства.

В коллекции есть экземпляры, которым более двух тысяч лет,— это статуи Будды из северных районов Афганистана, Индии и Пакистана: их лица напоминают европейские и нетипичны для народов, населяющих эти земли сегодня. Самые дорогие фигурки его лондонского дома оцениваются в $200-300 тыс. Одна из наиболее древних и красивых статуй весит почти 200 килограммов. Голубович купил ее по каталогу Cristie's по ошибке, перепутав ее габариты. "Мне показалось, ее высота 40 см, но когда ее привезли, выяснилось, что в ней все 40 дюймов (101,6 см.— СФ)",— вспоминает он. Именно после этой покупки у Голубовича и сформировалась идея коллекции: проследить эволюцию изображения Будды за все время существования этой религии.

Лавка Саида

В 1997 году, будучи в Париже, Голубович зашел в гости к фотографу журнала Vogue, имени которого сейчас уже не помнит. Тому в наследство от родителей, владельцев галереи, досталось несколько интересных предметов восточного искусства: от мраморных статуй Будды до китайских фигурок лошадей. "Владельцу эти вещи были не нужны, и он с радостью продал многие из них почти не торговавшемуся русскому",— вспоминает Алексей. Финансист сначала поддался внезапному порыву, а потом, прочитав всю доступную в то время литературу о буддистском искусстве, увлекся темой всерьез.

Для пополнения своей коллекции Голубович нередко забредал в антикварные лавки Индии, Непала, Индонезии, Камбоджи: туда он ездит, чтобы самостоятельно выбирать предметы, которые стоят в два-три раза меньше, чем на аукционах в Европе и США. Но с восточными продавцами еще надо уметь договориться.

— Лондонский антиквар дает, например, телефон своего знакомого в Катманду. Приехав, ты звонишь ему, он отвечает на ломаном английском. Потом в отель от него приходит какой-то человек и приносит дешевую поделку, которую можно купить за углом. Ты отвечаешь ему: "Спасибо, но мне нужен настоящий товар, а то, что вы принесли, мне неинтересно". На следующий день приходят четверо. Двое дежурят в коридоре, а вчерашний антиквар с напарником вытаскивают из мешка какие-то малоценные статуэтки. "Мы зря теряем время",— повторяешь ты. И тогда он достает из кармана смятую бумажку с адресом лавки. Ты приходишь туда и вновь видишь сплошной мусор. Но вот продавец ведет тебя в чулан, и — о чудо! — там стоит прекрасно сохранившаяся статуя, похожая на работы мастеров XIV века, стоимостью $20 тыс., что примерно вдвое меньше ее реальной цены. После этого главное — не ошибиться с проверкой подлинности как самого произведения, так и документов на него, ведь на Востоке шансы подать в суд на обманувшего тебя продавца обычно равны нулю.

Все книжные полки дома у Голубовича забиты каталогами Christie's. Как профессиональный инвестор, он совершает покупки с холодной головой. "Иногда листаю каталог, вижу определенную вещь и понимаю: это то, что нужно,— говорит он.— А в другой раз просто выбираю приемлемый уровень цен: что под него попадает, то и покупаю". При инвестиционном подходе понравившаяся вещь может уплыть к другому: так, еще 10 лет назад за статую "хорошо сделанного" тибетского Будды XVI века он готов был заплатить $50 тыс., но та ушла с аукциона втрое дороже. В последние пять-семь лет очень активны китайские и индийские коллекционеры — они-то и задирают цены, — сетует Голубович. "Это похоже на то, что происходило с иконами в 1990-е годы, когда на рынок русского искусства в Лондоне и Париже бросились наши разбогатевшие соотечественники", — проводит параллели он.

Охота за головами

При всей своей страсти к азиатским древностям, Голубович интересуется буддизмом в основном с познавательной точки зрения. По его мнению, европейский человек не может заразиться восточной религией и культурой в полной мере — мешает языковой барьер. Но считает буддизм самой позитивной религией: здесь никто никого не наказывает: отсутствует идея вины и радикализм.

В то, что означает та или иная поза Будды, Голубович глубоко не вникал. Зато, например, в деталях знает, почему в храмах Камбоджи так много скульптур с отбитыми головами. Оказывается, колониальные чиновники XVIII века любили украшать свои дома экзотическими сувенирами из азиатских стран. Везти целиком тяжелые фигуры не хотелось, поэтому они откалывали самую красивую часть — голову — и забирали с собой. А с приходом в 1970-х к власти в Камбодже красных кхмеров такой вандализм принял массовый характер.

Свои статуи Алексей Голубович не считает серьезной инвестицией: для этого они не слишком ликвидны в отличие, например, от русских икон, венецианской живописи или "этого сумасшедшего современного искусства". Исключение составляют лишь бронзовые Будды, которые оцениваются в $20-100 тыс., и барельефы стоимостью $50-200 тыс. Впрочем, расставаться со своей коллекцией семья Алексея Голубовича и Ольги Миримской пока не собирается.

10% своей коллекции Алексей Голубович купил во время самостоятельных путешествий по Азии. Остальное он приобрел у антикваров и на аукционах.

ДОСЬЕ
Алексей Голубович родился в Москве в 1964 году
1986. Окончил ИНХ (сейчас РЭУ) им. Плеханова по специальности "экономическая кибернетика"
1995. Во Франции на распродаже купил два десятка статуэток Будды
1998. Начал всерьез коллекционировать изображения Будды
1998-2001. Работал директором по стратегическому планированию и корпоративным финансам компании
ЮКОС. Проходил обвиняемым и свидетелем по первому делу ЮКОСа, несколько лет жил в Лондоне
2007. Стал председателем совета директоров компании "Арбат Капитал менеджмент"
2010. Представил свою коллекцию на выставке "Лики Будды: II-XIX века" во Всероссийском музее
декоративно-прикладного и народного искусства

Юлия Гордиенко, "Коммерсантъ"

http://savetibet.ru

Магазин
Магазин
Что нужно, чтобы быть счастливым?
Что нужно, чтобы быть счастливым?
Наверх