Восемь великих буддийских ступ
Материал из Buddha World.
В классификации буддийских ступ важно разделять их на реликварные и мемориальные. Реликварные бывают двух видов: шарирака - ступы, построенные над телесными останками, и пaрибходжика - те, где реликвиями служат предметы, которыми просветленные пользовались при жизни. Мемориальные (уддешика) возводят в честь памятных событий буддийской истории, они могут быть связаны с прошлыми рождениями Будды, описанными в джатаках, с его последним рождением на земле, с жизнью последующих буддийских учителей, с важными вехами истории сангхи.
Согласно Махапаринирвана сутре, над священными останками Будды (шарира) было воздвигнуто восемь гиарирака-ступ в различных местах Гангской долины. Царь Магадхи Аджаташатру построил ступу в Раджагрихе, личчхави - в Вайшали, шакьи - в Капилавасту, були - в Аллакапе, колии - в Рамаграме, недалеко от Капилавасту, маллы - в Паве, другая ветвь маллов - в Кушинагаре, брахман из Веттхадипы - в своем родном городе. Кроме этих ступ, было построено две парибходжика-ступы: брахман Дрона воздвиг ступу над сосудом, в который собирались священные останки после кремации; мории пиппхаливанские, опоздав к разделу реликвий, взяли угли от костра и воздвигли над ними ступу. Из перечисленных десяти ступ археологами предположительно определены места расположения шести гиарирака- и двух парибходэюика-ступ.
Восемь шарирака-ступ, возведенных над телесными останками Будды, получили название восьми великих ступ, или великих реликварных ступ (в отличие от более поздних реликвариев). Существуют также понятия восемь мест паломничества и восемь ступ Татхагаты. В отечественной литературе иногда встречается путаница этих понятий, каждое из которых имеет свое определенное значение, связанное с историей буддизма. Выяснение их содержания требует обращения не только к историческому материалу, но и к данным современных археологических изысканий. Наиболее полное описание выдающихся буддийских монументов Северной Индии было дано Э. Ламоттом, С. Сарасвати, Д. Дискалкаром, Д. Митрой, коллективом авторов под руководством Т. Тулку.
Четыре места паломничества были завещены самим Буддой: это места, где Совершенный родился, достиг просветления, прочитал первую проповедь, ушел в паринирвану. Традиция отождествляет их соответственно с Капилавасту (Лумбини), Бодх-Гаей, Сарнатхом, Кушинагарой. Впоследствии к ним добавились еще четыре: Раджагриха, Шравасти, Санкасья, Вайшали, связанные с различными событиями жизни Будды. Это места четырех чудес, совершенных Буддой. В Раджагрихе, столице Магадхи, он усмирил взбесившегося слона Налагири, которого наслал на него двоюродный брат Девадатта. В Шравасти (Саваттхи), столице Кошалы, Будда явил чудо огня и воды, чтобы одержать победу над гпиртхиками. Затем, в соответствии с практикой предшествующих будд, он поднялся на небеса Траястримша, где проповедовал Абхидхарму своей умершей матери, тридцати трем божествам и их свите, затем по чудесной лестнице, сотворенной для него богами, спустился на землю в Санкасье. В манговой роще в Вайшали обезьяны выкопали для него пруд и поднесли ему сосуд с медом. Этими чудесными событиями знаменитые города Индии связали себя с именем Будды. Все они расположены в Северной Индии, где протекала деятельность Благословенного. Паломничества в эти города приобрели общественное значение после того, как их посетил император Ашока.
По описаниям китайских пилигримов Фа-сяна (V в.) и Сюань-цзана (VII в.), во всех перечисленных городах было множество больших и малых ступ. В настоящее время археологами обнаружены лишь немногие сохранившиеся ступы, значительное число фундаментов, а также колонны, стоявшие когда-то рядом со ступами.
В Лумбини (в настоящее время Румминдеи) сохранились: колонна Ашоки, поставленная в честь рождения Сиддхартхи; основания некоторых из ступ, отмечавших когда-то каждое событие его детства и юности, двух ступ на месте его прощания с Чандакой и одной на месте, где он обрезал волосы, отрекаясь от мирской жизни.
Сюань-цзан описывал также две ступы предшествующих будд - Кракучханды и Канакамуни. Два места претендуют на отождествление с древним Капилавасту: Тилауракот, где найдены останки двух ступ, почитавшихся во времена Гуптов как ступы Шуддходаны и Майи, и Пипрахва, где в одной из ступ был обнаружен реликварный сосуд с надписью, которая может быть трактована таким образом, что это доля реликвий Будды, полученных шакьями.
В Бодх-Гае не обнаружены остатки ступ. Здесь имеется ограда Бодхи-врикши, поставленная в эпоху Шунгов и знаменитый храм Махабодхи, датируемый V-VII вв., а также множество современных ступ. Храм Махабодхи увенчан ступой, которая по традиции приписывается Нагарджуне.
В Сарнатхе, по описанию Сюань-цзана, было три больших и несколько сотен меньших ступ. Две ступы претендуют на то, что они поставлены на месте проповеди Будды. Дхармараджика (санскр. «царь дхармы»), приписываемая Ашоке, разрушена, от нее осталось только основание. Сохранилась нижняя часть колонны Ашоки, которая была выполнена из чунарского песчаника и достигала высоты 15 метров. Эдикт, записанный на ней, предостерегал монахов и монахинь от раскола. Капитель колонны теперь находится в музее Сарнатха. В настоящее время единственным неповрежденным памятником в окрестностях Сарнатха является ступа Дхамекх (от санскр. дхарма, пали дхамма). Археологи датируют эту ступу VI в. н.э. Согласно Сюань-цзану, примерно в пол-мили к юго-западу от основных вихар находилась ступа, расположенная на месте, где Будда встретил своих бывших пятерых спутников по аскетической практике. Это описание археологи отнесли к холму Чаукханди в Сарнатхе, увенчанному восьмиугольной башней.
В Кушипагаре (современный Каши) ступа, построенная на месте кремации тела Будды, не сохранилась, так же как и ступы и колонны, построенные Ашокой. Кушинагара была подвергнута забвению вплоть до 1861 г., пока А. Каннингхэм не раскопал большой кирпичный холм и не обнаружил более позднюю ступу, вихару и статую Будды в нирване длиной более 5,4 м. Недалеко от Каши находилась ступа, построенная мориями над углями от погребального костра Будды. Это место отождествлено археологами с холмом Рамабхар Тила.
Таковы четыре места паломничества, завещанные Буддой. Они связаны с событиями его жизни, отмечающими главные вехи на пути к полному освобождению, такими как: драгоценность человеческого рождения, создающая возможность духовного преображения; просветление, раскрывающее подлинный смысл бытия; проповедь, как священную обязанность и милосердие всех пробужденных к живым существам; паринирвану, как конечную цель человеческой жизни.
Следующие четыре места паломничества раскрывают иную традицию - связывать жизнь Учителя с сотворенными им чудесами. В сутрах Будда не одобряет демонстрирования монахами своих сверхъестественных способностей - риддхи и сиддхи. Согласно традиции, сам Будда совершал чудеса в тех случаях, когда это было необходимо для обращения людей к Дхарме, а также в спорах с учителями других религиозных направлений. В народном сознании чудо служит главным доказательством святости конкретного лица. Очевидно, что по мере превращения буддизма в религию масс этот аспект приобретал все большее значение. Этим можно объяснить добавление к четырем местам паломничеств, завещанных Буддой, еще четырех, связываемых не с проповедями Будды что соответствовало бы духу раннего буддизма, а с совершенными им чудесами. Сложившееся понятие восьми мест паломничеств в дальнейшем стали объяснять восемью чудесами Будды. Таким образом, рождение, просветление, проповедь и паринирваиа также были зачислены в разряд чудес.
В Раджагрихе (современный Раджгир) царем Магадхи Аджата-шатру была построена ступа над его долей реликвий Будды, а еще через сорок лет - над долей реликвий Ананды. Здесь также была построена ступа на месте Первого буддийского собора. Ни один из этих памятников археологам отождествить не удалось. Лишь ступа Ашоки и колонна напоминают об укрощении взбесившегося слона Налагири, посланного Девадаттой.
К северу от Раджагрихи находится Наланда, родина Шарипутры и Маудгальяны. Здесь находились монашеские поселения и знаменитый университет. Археологи не обнаружили ни одного памятника, который можно было бы датировать временем ранее эпохи Гуптов (IV-VII вв.).
В Шравасти (современный Сахетх-Махетх) находилась упоминаемая Сюань-цзаном ступа высотой 18 м, которая была поставлена на месте спора Будды с шестью учителями. То, что ступа содержала статую сидящего Будды свидетельствует о достаточно позднем ее происхождении. Путешественники отмечали здесь ступы, построенные на месте, где Будда брал воду из колодца, на месте дома купца Анатхапиндаки, на месте первого женского монастыря, построенного Праджапати - приемной матерью Сиддхартхи, две колонны Ашоки у входа в сад Джетавана, увенчанные колесом и быком. Археологами обнаружены лишь остатки сада и остатки ступы, датированной III в. до н.э., содержавшей косточки, возможно, самого Будды, и огромную статую Бхагавана. В окрестностях остаются не раскопанными множество холмов, которые могут скрывать ступы.
В Санкасье (современный Санкиса-Басантапур) Фа-сян и Сюань-цзан отметили вихару, построенную Ашокой и каменную колонну. Впоследствии она исчезла и была заменена кирпичной; ее капитель до сих пор находится на месте.
В Вайшали (современный Басарх) китайские пилигримы отмечали следующие ступы: построенную Амрапали; на месте, где Будда останавливался на пути в Кушинагару; где он последний раз посмотрел на город; где объявил, что скоро уйдет в паринирвану; на месте Второго буддийского собора, над долей реликвий Ананды; три более поздних ступы в память о мирянине Вималакирти там, где он, как утверждается, беседовал с Манджушри. В настоящее время в окрестностях города видна ступа Ашоки с колонной перед ней, и пруд, который, согласно традиции, выкопали для Будды обезьяны.
В связи с восемью местами паломничества в различных буддийских традициях сложились две дополнительные группы понятий. Одна из них - восемь чудес Будды - стала излюбленной темой изобразительного искусства в буддизме Юго-Восточной Азии. Другая - восемь ступ Татхагагпы - привела к формированию в тибето-монгольском буддизме группы памятников, каждый из которых посвящен определенному событию жизни Будды.
Анализ различных списков ступ Татхагаты, сохранившихся в тибетских источниках и опубликованных П. Дорже, показывает, что даются различные перечни этих ступ и указываются различные местности их расположения. Из этого можно сделать вывод, что списки в значительной степени основываются на устной традиции, и связаны с обычаем совершения паломничеств к памятным местам, где, как было показано выше, существовало множество различных ступ. В свете этого допустимо предположить, что понятие восьми мемориальных ступ, или восьми ступ Татхагаты отражает не исторический факт существования каких-то конкретных ступ, а лишь соотнесение наиболее значимых событий жизни Будды с местностью, где располагалось множество различных буддийских памятников, в результате чего в тибето-монгольской традиции утвердилась группа восьми ступ Татхагаты, отличающихся друг от друга определенными архитектурными деталями.
О.С. Хижняк
Из книги: Первые Торчиновские чтения. Религиоведение и востоковедение: Материалы научной конференции. С.-Петербург, 20-21 февраля 2004 г. / Сост. и отв. Ред. С.В. Пахомов. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2004.