Восемь Бессмертных
Материал из Buddha World.
Представление о Восьми Бессмертных сложилось в первых веках н.э., но как канонизированная группа Ба Сянь утвердились, не ранее 11-12 вв. Закрепление состава шло постепенно; например, вместо Хэ Сяньгу в эту группу нередко входил Сюй-шэньвэн - реальный персонаж 13 в. Первоначально главным персонажем был, видимо, Ли Тегуай, позднее - Люй Дунбинь. Сказания о Ба Сянь разрабатывались в юаньской драме (13-14 вв.) в пьесах и романах минского времени (14-17 вв.) и в более поздней местной драме. Наибольший вклад в теорию и практику внесли: Чжунли Цюань, Чжан Голао, Хэ Сяньгу и Люй Дунбинь.
Кроме отдельных преданий о каждом из Ба Сянь существуют также рассказы и о их совместных деяниях (о путешествии за море, о посещении хозяйки Запада Си-ванму и др.). Эти легенды составили к 16 в. единый цикл и были использованы писателем У Юнь-таем в его романе "Путешествие восьми бессмертных на Восток" (конец 16 в.). В них рассказывалось о том, как Восемь Бессмертных были приглашены к Владычице запада Си-ванму и как они решили преподнести ей свиток с дарственной надписью, сделанной по их просьбе самим Лао-цзы. После пира у Си-ванму они отправились через Восточное море к владыке Востока Дун-ван-гуну. И тут каждый из них явил своё чудесное искусство: Ли Те-гуай поплыл на железном посохе.
Чжунли Цюань - на веере, Чжан Го-лао - на бумажном осле, Хань Сян-цзы - в корзине с цветами, Люй Дун-бинь воспользовался бамбуковой ручкой от мухогонки, Цао Го-цзю - деревянными кастаньетами - пайбань, Хэ Сянь-гу - плоской бамбуковой корзиной, а Лань Цай-хэ стал на нефритовую пластинку, инкрустированную чудесными камнями, излучающими свет. Сияние плывущей по морю пластины привлекло внимание сына Лун-вана, царя драконов Восточного моря. Воины Лун-вана отняли пластинку, а Ланя утащили в подводный дворец. Люй Дун-бинь отправился вызволять товарища и поджёг море, и тогда царь драконов отпустил Ланя, но не вернул пластину. Люй и Хэ Сянь-гу отправились вновь к берегу моря, где и произошло сражение, в котором сын царя драконов был убит.
Умер от ран и его второй сын. Лун-ван пытается отомстить, но терпит поражение. В ходе борьбы сбрасывают в море гору, которая рушит дворец Лун-вана. И только вмешательство верховного Нефритового государя Юй-ди приводит к установлению мира на земле и в подводном царстве. Следует не забывать, что многое из описанного только лишь легенды.
Люй Дунбинь
Знаменитый даосский патриарх, легендарный исторический персонаж. Ученик Чжунли Цюаня. Изображается с перекинутым за спину магическим мечем, рассеивающим зло, и опахалом в руке. Является грозой демонов, мастером медитации, основателем ряда даосских сект-направлений. Является также покровителем литературы и парикмахеров.
Ли Тегуай
Врач и учёный, изображается хромым, с волшебной тыквой-горлянкой , в которой волшебное снадобье, и железной клюкой; защитник больных, покровитель магов и астрологов. Нефритовый император даровал ему бессмертие за многочисленные благородные поступки. По легендам, является учеником и современником Лао-цзы. Самый «безобразный» в этой группе, т.к. из-за нерадивости одного из своих учеников вынужден был после «небесного путешествия» вернуться в труп нищего хромого.
Чжунли Цюань
Изображается с оголенным животом и держащим в руке веер (опахало), который возвращает к жизни умерших, является обладателем эликсира бессмертия. Ученик Ли Тегуая, один из основателей алхимического искусства бессмертия. Покровитель солдат. Был одним из способных полководцев. Однако Ли Тегуай, зная о способностях и предназначении Чжунли Цюаня, подстроил ему поражение в важнейшем сражении, с тем что бы он отказался от мирской славы ради обретения Дао. Так и случилось. Он ушел от мира взяв с собой лишь свиток «Дао Дэ Цзин».
Цао Гоцзю
Известен как представитель правящего клана времён династии Сун. Изображается с кастаньетами и с нефритовой дощечкой - держащим пару императорских эмблем, дающей право входить в императорский двор, т.к. по рождении член семьи одного из императоров Поднебесной. Является покровителем актерского мастерства, актёров и мимов.
Лань Цайхэ
Изображается очень красивым, держит в руках цветы хризантемы или деревянные трещотки, или с корзиной цветов, иногда в одной туфле. Возраст и пол его неизвестен, но чаще он изображается как молодой юноша несколько женственного вида с бамбуковой корзиной цветов. Был юродивым, обут в один сапог, летом ходит в шерстяной рубашке, а зимой спит на снегу. Ходил по рынкам, а выпрашиваемые монеты раздавал или таскал по земле нанизанными на веревку, пока они не рассыпались. Покровитель(ница) торговцев цветами и садовников. Он игнорирует всё вокруг и постоянно весел. Его веселье охватывает всех окружающих. Легенда рассказывает, что он напоил всех бессмертных, и они перешли от внешней алхимии к поиску бессмертия, исходя из внутренних сил.
Хэ Сяньгу
Женщина, которая держит в руках лист лотоса или волшебный гриб - линь чжи, иногда с флейтой из персикового дерева. Покровительница домашнего очага и домохозяек. Изобрела женские практики достижения бессмертия, является прародительницей алхимиков-женщин. Родилась в провинции Хунань в префектуре Ёнг, которая называется теперь Линлинь , по другим сведениям - в богатой семье уезда Цзэнчен Гуандун. С детства была странной для обычных людей, почти ничего не ела, отказалась от замужества, ушла в горы.
Чжан Голао
Является волшебником. Учитель и Совершенный Мастер. Может быть изображен сидящим на белом осле задом-наперед и обычно держит в руках бамбуковую трубку -барабан (ю-ку), стакан, футляр. У него длинная белая борода. Его мул может перемещаться с огромной скоростью. Во время остановок Чжан Голао превращает мула в бумажную фигурку и складывает её в карман. Капля воды вновь оживляет мула, когда его хозяину нужно ехать дальше.
Хань Сянцзы
Известен как племянник учёного Хань Юя времён династии Тан. Покровитель музыкантов. Самый младший среди них. Изображается играющим на нефритовой флейте (свирели). Известен как использующий множество чудес, дабы повернуть головы людей в сторону постижения Дао. Учителем Хань Сянцзы был патриарх Люй Дунбинь.