Ваджраварахи

Материал из Buddha World.

Ваджраварахи (санскр. Vajravārāhī, тиб. rdo rje phag mo – Дордже Пакмо, букв. "Алмазная свинья", "Ваджрная Веприца") – йидам, дакини мудрости, духовная супруга Чакрасамвары. В школе Сарма (тиб. gsar ma, букв. "Новые [Школы]" / Сарма включает тибетские буддийские школы новых переводов тантры, эти школы появились в период с XI по XV века) Ваджраварахи считается одним из главных покровительствующих божеств. Она считается проявлением Самантабхадри на уровне Самбхогакаи. Над её правым ухом изображают маленькую голову свиньи – имя богини буквально переводится, как "Алмазная свинья".

В антропоморфной форме у богини две руки, цвет её тела – красный. Танцуя на лотосе и попирая ногой символическое божество, она держит в поднятой правой руке картику (санскр. kārtika, тиб. gri gug – дигуг, серповидный резак). В левой руке на уровне груди у неё капала (санскр. kapāla – чаша из черепа), на сгибе локтя левой руки она придерживает кхатвангу (санскр. khaṭvāṅga) – ритуальный жезл, символизирующий её супруга. У Ваджраварахи три глаза. Она украшена тантрическими костяными украшениями, гирляндой из человеческих голов, короной и шестью благоприятными знаками.

Ваджраварахи также изображают в форме с тремя головами. В этой форме её левая голова – голова свиньи, у неё восемь рук, держащих символические атрибуты в виде оружия. Ваджраварахи сидит на лотосовом троне, который поддерживают семь свиней, её левая нога поджата, а правая нога свисает (лалита-асана).

Тибетцы верят, что Ваджраварахи воплощалась на земле в образе настоятельницы монастыря Самдинг, находившегося недалеко от города Нангарцзе на берегу озера Ямдрок (большое озеро в Тибете, находится между Гьянце и Лхасой).

В своей книге-автобиографии "Свобода в изгнании" Его Святейшество Далай-лама вспоминает:

"В то время (к началу 50-х годов) Самдинг был процветающей общиной. Интересно, что главой этого монастыря была по традиции женщина. Это не столь удивительно, как может показаться, потому что в Тибете не было дискриминации женщин. Например, недалеко от Лхасы в уединённом месте жила прославленная женщина-учитель, которая во времена моего детства была известна во всём Тибете. И хотя она не была "тулку", её почитают и по сей день. Существовало также много женских монастырей, но мужской монастырь, возглавлявшийся женщиной, был только один.

Может показаться любопытным, что Дордже Пакмо называется так по имени Ваджраварахи – женского божества, по имени "Алмазная Свинья". Согласно легенде, воплощение Ваджраварахи обладало телом женщины и лицом свиньи. Рассказывают, как в восемнадцатом веке, когда отряд монгольских всадников появился в Нангарцзе, их вожак потребовал, чтобы настоятельница предстала перед ним. Он получил вежливый отказ. Разгневавшись, он сразу же пошёл приступом на монастырь. Ворвавшись внутрь со своими воинами, он очутился в зале собраний, полном монахов, и там, на троне, возвышаясь над ними, сидела огромная дикая свинья.

Во время моего визита главой монастыря Самдинг была молодая девушка примерно моего возраста. Когда мы прибыли, она вышла, чтобы засвидетельствовать своё почтение. Помню её очень застенчивой молодой девушкой с длинными косами. Впоследствии она бежала в Индию, но затем по неизвестным мне причинам вернулась в Лхасу, где многие годы её эксплуатировали наши новые хозяева (китайцы). Трагично, что этот монастырь и все принадлежавшие ему здания были разрушены, как и тысячи других в конце 1950-х годов, и его древняя традиция угасла".

/*
Магазин
Магазин
Бодхгайа
Бодхгайа
*/
Наверх