Буддийские храмы Нара
Материал из Buddha World.
Храмовые постройки Нара
Что еще кроме японского сада столь же величественно и непонятно для европейского мировоззрения? Пожалуй, это храм. Наиболее широко представлены в Японии буддийские храмы, составляющие целые комплексы. Мало увидеть величественность и грандиозность внешнего вида, нужно почувствовать душу храма. А храм- это будда, статуэтки которого есть даже в каждом Нара, Киото, Никко- это города храмов. И прежде чем говорить о них я хочу упомянуть такую деталь: ни один храм не разрушился во время землетрясений, которые нередки в Японии. Дело в том, что все храмы деревянные из различных, но хорошо сочетаемых пород деревьев. Правда. из-за этого самой главной бедой для храмов является пожар, подчас уничтожавший все.
А сейчас я хотела бы рассказать о храмах города Нара, одной из древних столиц Японии.
Наиболее известным является храмовый комплекс Тодайдзи, в котором находится бронзовая скульптура будды Дайнити, или Дайбуцу. Ее высота 16.2 метра, а вес 452 тонны. Отлита она была в 749 году. К сожалению, секрет технического процесса изготовления Большого Будды не известен и по сей день. Чтобы ее сотворить потребовалось 437 тонн бронзы, около 150 килограмм золота, 7 тонн воска, 70 килограмм ртути и несколько тысяч тонн древесного угля. Будда восседает в главном зале храма Дайбуцудэн в классической позе лотоса, что означает спокойствие, погружение в себя, умиротворение. Лотос- символ “душевного целомудрия, непорочности и чистоты”. Чтобы понять насколько величественна эта скульптура, необходимо ее увидеть. Для сравнения скажу, что статуя Свободы в Америке почти в два раза легче Большого Будды... Волосы Дайнити синего цвета, цвета неба- места обитания будды. На лбу огромная шишка- символ величия. Его трон состоит из 56 лепестков лотоса, высота каждого из которых более трех метров. Его рука протянута, ладонь открыта и на не могли бы поместиться несколько танцующих пар. За спиной этого гиганта расположены еще 16 будд человеческого роста, по бокам 2 бодисатва- обязательных спутников будды. Трудно представить сколько потребовалось человеческой фантазии, упорства, сил и жизней, чтобы создать такую статую, которая покоряет и подавляет любого.
Через год после создания Большого Будды был воздвигнут храм, в котором и поместили статую. В XII веке храм сгорел, пострадал тогда и будда, у которой пришлось заменить голову и сейчас она более темного цвета. Впоследствии храм снова горел, потом был восстановлен и вновь разрушен. В 1913 году закончилась последняя реставрация, после которой храм почти не отличался от своего первоначального вида. Тодайдзи является одним из самых старых деревянных зданий в мире. Высота его 57 метров, длина- 50. Старинные входные двери очень массивны. “Тяжелая, монументальная арка над входом под шатровой крышей с характерными изгибами придает сооружению торжественность и величавость. Прекрасные рельефы, яркие цвета украшений из эмали и лака горят в сиянии солнечных лучей”. Это прекрасное место, чудо, созданное людьми. Храм Тодайдзи действует и поныне. В нем потихоньку идет своя особенная жизнь, жизнь древнего мира с его суевериями, равнодушием к жизни, покорностью судьбе. И даже появление туристов не нарушает монотонного чтения паломниками сутр.
Нара прославилась семью великими буддийскими храмами, среди которых особое место занимает Кофудзи - “Храм, рождающий счастье”. Вокруг этого храма и стал расти город, построенный по китайскому образцу и сверху представляющий собой правильный квадрат. Хокуэндо - самое древнее строение храма. Внутри него помещена скульптура Мироку-босацу, ученика Будды. Его фигура выполнена из двенадцати кусков камфарного дерева разных размеров. Ранее к скульптуре были прикреплены браслеты и другие украшения, на что указывают небольшие дырочки, найденные на ней. Лицо Мироку поражает своим спокойствием и одухотворенностью. Каждая деталь совершенна, а фигура в целом источает благочестие. Весь его облик очень изыскан и точен.
“... Не померкнет слава вовеки, божьим промыслом осияна!”
Храм Тосёдайдзи ни разу не горел и сохранился с 759 года в своем первоначальном виде. В его главном зале установлена статуя Будды, богини Каннон и Будды-целителя Якуси Нерай. Создание последней фигуры относится к VII веку. Она поражает своим изяществом и выразительностью. Существует легенда, что Якуси Нерай был создан в честь клана Ямададэра, впервые обращенного в буддийскую веру.
Нельзя не обратить внимание и на храм Хорюдзи- “Храм процветания закона”. По преданию в 607 году у Сётоку Тайси, основателя буддизма в Японии, родилась дочь Икагура, расположенном в 9 километрах от нынешнего города Нара. В честь этого принц велел выстроить храм. В 607 году храм сгорел и некоторое время спустя был отстроен по оригинальному проекту, но уже несколько восточнее своего первоначального места. Комплекс состоит из 53 зданий, его площадь около 90 тысяч квадратных километров. Выстроен на основе китайских законов храмового зодчества: фасадом обращен на юг, а постройки размещены по оси север-юг. От Тюмон- внутренних ворот- расходятся в обе стороны крытые галереи- кайро. Они примыкают к стенам Зала для проповедей. Это комплекс сай-ин- Западный храм. То-ин- Восточный храм. В его центре- восьмиугольное строение- Юмэдоно- Зал мечтаний. По легенде оно воздвигнуто там, где принц проводил дни, размышляя над сутрами. Внутренние ворота, крытые галереи и пятиярусная пагода- деревянные строения. Пагода высотой 33 метра- это “сочетание первобытно-мощного с мягкой грацией контуров и отдельных деталей. Слегка уменьшающиеся кверху от яруса к ярусу крыши как бы придают постройке спокойный ритм, лишают ее силуэт активности”. Как ни странно, но величие пагоды не подавляет, а наоборот источает теплые, радушные волны, В ней присутствует что-то человечное.
Помимо множества статуй будд (265) в Хорюдзи более чем 1.5 тясячи произведений живописи и декоративного искусства прошлых веков. Много скульптур относится к VII веку, среди них троица Макьямуна, отлитая из бронзы мастером Тори за упокой души принца Сётоку Тайси. Эта работа отлично сохранилась и находится в главном зале. Она изображает основателя буддизма с двумя бодхисаттвами.
В январе 1949 года во время ремонта главного зала вспыхнул пожар, который почти полностью уничтожил интерьер. Вывезенные на время ремонта статуи не пострадали, но очень сильно обгорели фрески. Целый год четырнадцать видных художников работали над фресками и сейчас они полностью восстановлены. Когда смотришь на эти, исполненные чистотой и “внутренней гармонии” лица, трудно поверить, что их создала человеческая рука.