Учения Далай-ламы для буддистов из Юго-Восточной Азии

Материал из Buddha World.

Дхарамсала, штат Химачал-Прадеш, Индия. 6 сентября 2012 г. – В заключительный день учений для буддистов из Юго-Восточной Азии Его Святейшество Далай-лама тепло приветствовал собравшихся и попросил их приложить усилия, чтобы добиться более глубокого понимания текста Шантидевы «Бодхичарья-аватара».

Далай-лама начала свое выступление с рассказа о том, как Будда накапливал заслуги и мудрость на протяжении бессчетных кальп: «Если бы Будда прекратил свое существование после смерти (как полагают последователи тхеравады), то его служение человечеству ограничилось бы несколькими десятилетиями. Тогда затраченные им усилия по достижению полного просветления, к которому он шел на протяжении трех неизмеримых кальп, не соответствовали бы обретенному результату».

«Согласно санскритской традиции объясняются пять тел будды. Они не были преподаны во время первой проповеди Будды. Учение о пяти телах было даровано при втором повороте Колеса Учения».

Как и в предыдущие два дня учений всех слушателей угощали тибетским чаем, который монахи ловко разливали по кружкам из огромных чайников, и тибетскими лепешками.

Его Святейшество пояснил, что учение о четырех благородных истинах дает точный ответ на вопрос о том, как мы попадаем в сансару, и как можем освободиться из нее. Для этого необходимо очистить свой ум от временных омрачений и увидеть подлинную природу вещей. Каждый день мы что-то видим глазами и слышим ушами, но глаза и уши могут нас обманывать. Чтобы различить, что хорошо, а что плохо, необходимо размышлять.

Переходя к теме природы ума, Его Святейшество пошутил, обращаясь к буддистам из Юго-Восточной Азии: «Возможно, ваши глаза сейчас смотрят на меня, а ум сосредоточен на мыслях о Сингапуре или Гонконге». В продолжение своей мысли Далай-лама упомянул о взаимодействии науки и религии в вопросах познания природы ума. Он рассказал о том, что ученые изучают, какая часть мозга задействована при различных сенсорных ощущениях; изучают активность мозга во время бодрствования, сновидений и глубокого сосредоточения; стремятся понять, как длительная медитация воздействует на мозг человека.

Затем Его Святейшество обратился к тибетцам-мирянам, сказав, что те из них, кто хотел бы принять обеты Бодхисаттвы, могут сделать это под его руководством. И когда Далай-лама перешел к обряду дарования обетов, тибетские слушатели также произнесли священные клятвы.

Обеты буддиста-мирянина включают в себя среди прочего отказ от алкоголя. По этому поводу Его Святейшество рассказал, как однажды Кьябдже Линг Ринпоче беседовал с пожилым тибетцем на тему соблюдения запретов и верности своему слову. Он поинтересовался у этого тибетца, держит ли он свои обеты, на что тот ответил, что ему трудно отказаться от алкоголя. Тогда Линг Ринпоче сказал: «Если не можешь отказаться совсем, то хотя бы старайся не пить много». «Эти пять обетов не так уж трудно выполнять?», - поинтересовался Его Святейшество, смеясь.

Затем Его Святейшество продолжил давать наставления для тех, кто принимает обеты. Он сказал: «Первым надо перестать совершать неблагие деяния, затем отбросить цепляние за самостность, и, наконец, избавиться от ошибочных воззрений».

После того, как были произнесены обеты буддиста-мирянина, вся делегация из Юго-Восточной Азии приняла обеты Бодхисаттвы.

В этой связи Его Святейшество рассказал присутствующим, что сам ежедневно произносит эти обеты, и это очень помогает ему обрести правильные настрой ума. Приступив к дарованию дженанга (благословения) Тары, Его Святейшество продолжил давать пояснения и наставления: «В тантрической практике мудрость проявляется в форме божества. Вы должны увидеть это божество перед собой. Тара представляет собой чистую энергию ветра».

Говоря о зрительных образах, Его Святейшество особо подчеркнул необходимость медитации о бессамостности: «Растворите свой ум в пустоте, растворите себя в пустоте».

Закончив даровать обеты, Далай-лама прочитал и подробно прокомментировал седьмую главу текста Шантидевы «Бодхичарья-аватара». В завершение утренней сессии он предостерег своих учеников, что если они будут выполнять тантрические практики с эгоистическими устремлениями, то не достигнут поставленных целей.

Затем Его Святейшество покинул храм, даря улыбки и благословения ученикам, стоящим со склоненными головами и руками, сложенными в молитвенном жесте. Мудрые и глубокие учения, дарованные в эти три дня Его Святейшеством Далай-ламой, несомненно, окажут глубокое воздействие на жизнь всех слушателей, как верующих, так и неверующих. И, конечно, гости из Юго-Восточной Азии, по чьей просьбе были дарованы эти учения, будут с благоговением и радостью размышлять над словами одного из наиболее почитаемых духовных лидеров современности, пролившего свет на важнейший для практикующих буддистов текст.


dalailama.ru

Магазин
Магазин
Вегетарианцев ждёт новый дом
Вегетарианцев ждёт новый дом
Наверх