Тэло Тулку Ринпоче: Увидеть искру в каждом сердце

Материал из Buddha World.

По итогам завершившихся в Дхарамсале 19-21 декабря учений Далай-ламы XIV для российских буддистов шаджин-лама Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче дал интервью главному редактору «Известий Калмыкии» Эрдни Шамакову.

─ Несколько лет назад вы вместе с Ело Ринпоче обратились к Далай-ламе о даровании для российских буддистов учений по высшей йога-тантре:Ямантаки, Гухьясамаджи и Чакрасамвары. Трехлетний цикл завершен, каковы предварительные итоги этих специальных учений?

─ Оборачиваясь назад, на эти три года учений, я вижу, что мы достигли больших успехов. Под «успехом» я пониманию не то, что учения были хорошо организованы, а тот интерес, который проявили к ним люди. Я говорю о силе их веры и внутренней решимости. Ведь большинству участников поездка на учения дается нелегко, она сопряжена с большими финансовыми расходами. И здесь, в Индии, нет тех комфортных условий, к которым они привыкли. Тем не менее, по прошествии трех лет мы видим явные признаки того, что нам нужно продолжать учения и дальше. Когда я наблюдаю за тем, как внимательно слушают наши паломники наставления Его Святейшества Далай-ламы, как ежедневно посвящают себя духовной практике, когда учения заканчиваются, совершая обхождения (кора), принимая участие в молебнах, я испытываю большую радость.

И раз люди испытывают такой большой интерес, и так выросло число участников, а также по многим другим причинам мы будем и дальше проводить учения для буддистов России.

Обратите внимание на то, как Его Святейшество в этом году давал учения перед посвящением Чакрасамвары: он излагал их простыми словами, чтобы их было легче понять. И это именно то, в чем нуждаются наши люди ─ они должны прийти к пониманию основ, чтобы затем перейти на следующий уровень.

Верховный лама Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче перед началом Учений для буддистов России.


─ Многие люди отмечали во время учений, что Далай-лама не только давал простые и ясные объяснения сложным посвящениям, но и касался таких проблемных вопросов, как например культ Шугдена. Многие восприняли эти слова Его Святейшества как знак особого доверия к российским паломникам. Он называл имена учителей, по книгам которых они учились, но которые, как выясняется сегодня, были причастны к культу Шугдена. Для многих это стало новой страницей в истории буддизма. С другой стороны, паломники почувствовали, что Далай-лама обращается с ними, как с друзьями, которым можно доверить и такие вещи. Как вам кажется, стоит ли вот так открыто рассказывать о проблемах буддизма?

─ Его Святейшество Далай-лама ─ очень прямой и открытый человек, которому не по душе формальности. И, как он всегда повторяет, куда бы он ни направлялся, с кем бы ни встречался, он относится ко всем людям равностно, чувствуя, что перед ним такой же человек, как он сам. И нам, конечно, очень повезло, что у нас такой духовный лидер, как Его Святейшество. Когда он вот так, открыто, общается с нами, рушатся барьеры, мы становимся ближе друг к другу.

То, что Его Святейшество рассказал нам о практике Шугдена, ─ это реальные факты. Мой основной учитель, который был со мной, когда я рос, очень серьезно придерживался этой практики. Он продолжал выполнять ее до самой своей смерти. И хотя это был человек, который меня воспитал, вырастил, с которым мы были вместе, мне пришлось сделать выбор: пойду я дальше с ним или с Его Святейшеством. Далай-лама ─ это воплощение Будды сострадания, и у меня не было сомнений в том, что он видит картину ясно и правильно, и потому мне пришлось сделать выбор и отойти от своего учителя. Но, тем не менее, я никогда не забывал и не забуду доброты и сострадания моего учителя, и никогда не выступал против него, я просто отошел в сторону. То был путь, который он избрал для себя, его жизнь.

─ Практика Шугдена действительно ведет человека к пропасти? Она так опасна?

─ Я лично видел немало случаев, которые можно было бы считать доказательством того, что эта практика опасна. Но у меня нет высоких реализаций, чтобы с точностью утверждать, что это неблагоприятное развитие событий наверняка связано с культом Шугдена. Но я усматриваю некоторую связь.

─ Его Святейшество Далай-лама произнес несколько имен известных учителей, которые были связаны с культом Шугдена. В частности он упомянул о Пабонке Ринпоче, выдающемся буддийском учителе, авторе многих авторитетных письменных источников. Теперь, когда мы знаем о том, что он поклонялся Шугдену, можем ли мы читать его книги?

─ Нет ничего зазорного в том, чтобы читать или практиковать те труды этих учителей, которые не имеют отношения к культу Шугдена. Одно из самых известных произведений Пабонки Ринпоче ─ Ламрим «Освобождение на ладони». Это учение, которое восходит к самому Будде Шакьямуни и не имеет ничего общего с культом Шугдена.

Или, например, наша ежедневная садхана, шестиразовая гуру-йога, она тоже составлена Пабонкой Ринпоче. В контексте посвящения Чакрасамвары она тоже была нам дана, и мы должны ее практиковать. Здесь опять же нет никакой связи с культом Шугдена.


Его Святейшество Далай-лама отвечает на вопросы российских паломников в заключительный день третьих по счету Учений для буддистов России, дарованных по просьбе досточтимого Ело Ринпоче и верховного ламы Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче.

─ В этом году даты Учений для буддистов России максимально приближены к посвящению Калачакры. Многие российские буддисты из Дхарамсалы отправляются в Бодхгаю для участия в посвящении Калачакры. Как вы думаете, насколько важны все эти учения в целом, и в особенности Калачакра для россиян?

─ Участие в учениях приносит россиянам большую пользу. Когда мы впервые взялись за организацию учений, мы ставили перед собой не одну цель. Конечно, основной нашей задачей было помочь нашим буддистам получить благословение Его Святейшества Далай-ламы. Вторая задача ─ помочь им совершить паломничество, ведь Индия ─ это земля буддизма и практически все святые места, связанные с жизнью Будды Шакьямуни, расположены в Индии. Третье ─ участие в учениях дает людям возможность путешествовать, посетить другие страны с новой для них культурой, оказаться в других климатических условиях, в иной атмосфере. И я вижу, что такие путешествия действительно меняют жизнь людей.

Возьмите, к примеру, те условия, в которых мы живем: приходит зима ─ включается центральное отопление; наступает лето ─ у нас есть кондиционер. Практически 24 часа в сутки у нас есть холодная и горячая вода. Но вот чуть-чуть что-то не так, как мы начинаем жаловаться. Но когда паломники из России приезжают в Индию, то видят, как и в каких условиях живут простые жители этой страны. Только тогда они способны оценить то, чем пользуются в своей обычной жизни, и насколько высок уровень развития в нашей стране.

В древние времена, да и до недавнего времени посвящения Калачакры считались очень священным и тайным ритуалом. Это посвящение давалось редко, и потому многие люди стремились его получить. Однако Его Святейшество Далай-лама придерживается иной позиции, и он уже давал посвящение Калачакры много раз, понимая, насколько полезно это посвящение для установления мира на Земле, охраны окружающей среды, благословения стран и регионов. Возможно, сейчас такое время, когда нам особенно необходимо посвящение Калачакры, ведь мы становимся свидетелями глобальных вызовов современности: потепления, экономических и политических кризисов, увеличивающего разрыва между богатыми и бедными странами, которые сказываются на состоянии всей планеты.

В этом году так совпало, что мы смогли приблизить Учения для буддистов России к посвящению Калачакры. Это стечение обстоятельств благоприятно для всех российских паломников, поскольку позволит им получить новый опыт. Это будет большое собрание, в котором примут участие буддисты из всех стран мира.

─ Как много зарегистрировалось российских паломников на посвящении Калачакры?

─ Из полутора тысяч участников учений Его Святейшества Далай-ламы для буддистов России более 800 паломников отправляются на Калачакру. Кроме того, каждый день прибывают новые паломники, которые сразу едут в Бодхгаю.

Из Калмыкии на учения в Дхарамсалу прибыло около 300 паломников, и из них только 48 возвращаются домой после окончания учений ─ все остальные едут на Калачакру.

─ Такая большая группа российских паломников впервые участвует в посвящении Калачакры?

─ Совершенно верно. Прежде россияне приезжали на Калачакру и в Бодхгаю, и в Амаравати, но их было существенно меньше.


Досточтимый Ело Ринпоче перед началом Учений для буддистов России в Дхарамсале.

─ Чем вызван такой рост интереса к посвящению Калачакры?

─ Для большинства российских участников это будет первое посвящение Калачакры. Что очень важно, оно проводится в святом месте, где сам Будда Шакьямуни обрел просветление. Это самое святое место буддийского паломничества, которое каждый буддист должен посетить хотя бы один раз в своей жизни. Ну и еще, пошла волна, когда все говорят друг другу о том, что в Бодхгае будет проводиться посвящение Калачакры, и нужно обязательно ехать. Эта волна подхватывает все новых и новых участников, и вот они оказываются в Бодхгае.

─ В Дхарамсале особенно заметно, что многие буддисты из разных городов и регионов нашей страны приезжают в Индию на учения Далай-ламы, прибегая к помощи Центрального калмыцкого хурула, который помогает им заказывать билеты, гостиницы и прочее. И когда калмыцкие паломники в желтых галстуках посещают монастыри и буддийских учителей, жители других российских регионов с радостью присоединяются к нам. Калмыкия таким образом расширяет свои горизонты за счет того, что ей удается лучше организовать поездку и шире проинформировать людей о предстоящем паломничестве. Вам от этого тяжелее или легче, ведь чем шире горизонты, тем больше ответственности?

─ Конечно, с этим сопряжены определенные трудности, потому что приходится работать с большой, а не с маленькой группой. Но в конечном итоге мы чувствуем колоссальное удовлетворение и радость, потому что видим, что мы смогли создать для паломников комфортные условия, и они счастливы. А их счастье ─ это и наше счастье.

Мы стараемся помогать всем людям вне зависимости от того, откуда они родом и почему они приняли решение поехать в Индию. Мы открыты и предлагаем свою помощь всем. И насколько вижу, мы успешны в своих действиях. Я вижу искорку в каждом сердце, в каждом человеке, и чувствую, что всем здесь очень нравится. Так что эти учения превращаются в прекрасный опыт для каждого.

─ В этом году на учениях впервые «Сутру сердца» читали на бурятском, калмыцком и тувинском языках. Чем это было вызвано?

─ Все три региона сегодня прилагают усилия для сохранения и возрождения родного языка. Сохранение языка дается нелегко, и эту инициативу бурятских, калмыцких и тувинских монахов, обучающихся в Индии, можно считать одним из шагов в этом направлении.

─ Как Его Святейшество отнесся к этой инициативе?

─ У нас не было возможности подробно поговорить с ним об этом, но, когда мы шли на учения, я кратко проинформировал его о том, что «Сутра сердца» прозвучит на трех языках, и он сказал: «Это замечательно».

Я обратил внимание на то, что Его Святейшество внимательно прислушивался к необычному для него языку: бурятскому, калмыцкому и тувинскому. Было видно, что он с большим пониманием относится к усилиям по сохранению родного языка. Речь идет об общих проблемах, ведь в Тибетском автономном районе Китая остро стоит вопрос о сохранении тибетского языка.

Вы уже решили с Ело Ринпоче, какие именно учения вы попросите даровать Его Святейшество для российских буддистов?

─ Мы были очень стеснены во времени, и самым главным для нас было заручиться согласием Его Святейшества на продолжение учений. Немаловажный вопрос ─ сколько дней согласится выделить Его Святейшество для российских учений. В зависимости от того, сколько дней нам предоставят, мы попросим то или иное учение.


Его Святейшество Далай-лама направляется в главный храм Дхарамсалы, где его ожидают 1 500 российских буддистов.

─ Тувинцы направили в МИД РФ прошение о предоставлении Его Святейшеству Далай-ламы визы для посещения России в 2012 году. Они пишут, что этот визит необходим для освящения места под строительство в Кызыле нового буддийского храма. Вы со своей стороны также планируете обратиться в МИД?

─ Добиваясь визита Его Святейшества Далай-ламы в Россию, мы прилагаем совместные усилия, поскольку преследуем общие интересы. Мы понимаем, что для положительного решения этого вопроса нам нужно действовать сплоченно.

Я прекрасно понимаю все трудности, сопряженные с решением этого вопроса, и политику Российской Федерации в этом отношении, но, с другой стороны, мы ведь просим немногого. И я убежден в том, что правительство Российской Федерации способно найти дипломатическое решение и удовлетворить нашу небольшую просьбу.

Хочу еще раз подчеркнуть, Его Святейшество Далай-лама уже более не является политическим руководителем тибетского народа. Это первое. А второе ─ в исторической перспективе Его Святейшество всегда был нашим духовным лидером, наши отношения не имели ничего общего с политикой. Я неоднократно подчеркивал, что тот визит, которого мы добиваемся, ─ это визит исключительно духовный, пасторский, и он никак не связан ни с политикой тибетского народа, ни с взаимоотношениями России и Китая.

─ Приближается новый год, что планируется Центральным калмыцким хурулом в будущем году?

─ Единственное, что я могу сказать сегодня с полной уверенностью ─ следующий год будет насыщен событиями еще больше, чем предыдущий. Нам предстоит много интересных событий, которые прямо сейчас обретают формы и очертания. Мы завершаем разработку программы на будущий год, и очень скоро представим ее вашему вниманию. Эта программа с участием многих гостей из разных стран мира ─ то, к чему я стремился очень давно, ведь буддизм в России ─ это не какое-то новое явление. Буддизм был частью российской действительности последние 400 лет, но этот факт не был широко известен мировой общественности. Но сегодня мы громко заявляем об этом. Когда я путешествую по миру, встречаюсь с людьми и рассказываю им о российском буддизме, я продвигаю не только буддизм в Калмыкии, но буддизм в России в целом. Не знаю, насколько это осознают в России, но тот факт, что в России есть буддизм ─ это большое преимущество нашей страны, большой плюс.

Фото: Алексей Юрков

Магазин
Магазин
Чже Цонкапа
Чже Цонкапа
Наверх