Тара
Материал из Buddha World.
Дословно "спасительница", наиболее популярный женский образ в пантеоне буддийской мифологии, проходящий по нескольким его разрядам сразу — как бодхисаттва, как праджня, как идам. В хинаяне она неизвестна вообще, в махаяне — мало, в ваджраяне ее образ получил сильное развитие. Известна 21 форма Тары.
В Непале, Тибете, Монголии, Бурятии, Калмыкии особо почитаемы 2 ее спокойные формы Белая Тара (санскр. Ситатара, монг. Цагаан-Дара-ехе) и Зеленая Тара (санскр. Сьяматара, монг. Ногоон-Дара-ехе), в отличие от прочих — гневных форм. Образ Тары впервые появляется в текстах пер. пол. 1 тыс. Имеется несколько мифов о ее происхождении: из слезы Авалокитешвары: из погрузившейся в созерцание принцессы, давшей будде Амогхасиддхи клятву спасать все живые существа от мук сансары.
Тара выступает в пантеоне как праджня (женское проявление) Авалокитешвары и Амогхасиддхи. Ее земными воплощениями считались жены тибетского царя Сронцзангамбо, императрица России Екатерина II (бур. ламы объявили ее воплощением Белой Тары), жена восьмого Богдо-гэгэна Монголии.