Сосредоточение
Материал из Buddha World.
Дословно переводится с пали как «прочно зафиксированное (умственное) состояние». Сосредоточение означает установление и удержание ума на одном объекте.
В Маджхима Никае 44 сказано: «однонастроенность ума (читтасса-экаггата), друг Висакха, называется сосредоточением».
● Сосредоточение (даже очень слабое) всегда является одной из 7 составляющих любого процесса сознания.
● Правильное Сосредоточение как 8-ой фактор Благородного Восьмеричного Пути определяется как первые 4 джханы и является одним из двух аспектов буддийской медитации. В более широком смысле это сосредоточение, являющееся частью каммически умелого (кусала) сознания. Если в текстах не упоминается, правильное это сосредоточение, или неправильное, то в таком случае всегда подразумевается первое.
● В Комментариях сосредоточение разделяется на 3 уровня глубины:
1. Предварительное сосредоточение (парикамма-самадхи), которое наличествует в самом начале практики развития сосредоточения.
2. Сосредоточение доступа (упачара-самадхи), т.е. такое, которое уже близко к достижению джханы, т.е. полной поглощённости. Сказано, что оно наступает как только появляется дублицирующий знак (нимитта).
3. Полное сосредоточение (апанна-самадхи), т.е. такое, которое наличествует во время поглощённости, джаны.
● Сосредоточение, связанное с достижением 4 моментов пути и плода (магга, пхала) называется сверхмирским (локуттара), и имеет своим объектом ниббану. Любое другое сосредоточение, даже на глубочайших стадиях медитации, является мирским (локийя).
● Развитие сосредоточения даёт четырёхкратную выгоду:
1. Достигается счастье первых 4 джхан.
2. Можно достичь сверхспособностей и сверхзнаний.
3. Можно ясно увидеть возникновение и исчезновение телесных и умственных процессов.
4. Через прямое знание возникновения и исчезновения телесных и умственных процессов можно навсегда искоренить загрязнения ума.
● Сосредоточение является одним из 7 факторов просветления, одним из 5 духовных качеств и сил.
● Сосредоточение является 3-ей ступенью Пути (помимо нравственности и мудрости) при троичном его рассмотрении.
● Нужно отметить, что уже длительное время между буддийскими учителями идут споры о том, может ли практика випассаны привести к сверхмирской мудрости без должного развития сосредоточения (джхан). Те, кто считают, что это возможно, основывают свою точку зрения на Канонических Комментариях. Противники данного утверждения отмечают, что в самом Палийском Каноне эта идея выражена крайне слабо, зато очень часто делается ударение на развитии джханы для достижения сверхмирской мудрости.