Практики для развития устремленной бодхичитты стадии обещания

Материал из Buddha World.

Переработанные выдержки (март, 2002) из книги Александра Берзина «Принятие посвящения Калачакры». СПб.: Нартанг, 2002. Устремленная бодхичитта и деятельная бодхичитта

Бодхисаттвами называют тех, кто обладает бодхичиттой (byang-sems) – сердцем, полностью посвященным служению другим и достижению просветления для того, чтобы приносить им наибольшую пользу.

Существуют два уровня бодхичитты: Устремленная бодхичитта (smon-sems). Деятельная бодхичитта ('jug-sems).

Устремленная бодхичита – это сильное желание преодолеть наши заблуждения и раскрыть наши способности на благо всех существ. Деятельная бодхичитта предполагает выполнение практик, которые приводят к достижению этой цели, и принятие обетов бодхисаттвы с тем, чтобы воздерживаться от действий, препятствующих этому. Разница между этими двумя уровнями напоминает разницу между желанием стать врачом и поступлением в медицинский институт. Устремленная бодхичитта без обещания и устремленная бодхичитта с обещанием

Участвуя в специальной церемонии, мы можем зародить в себе устремленную бодхичитту. Однако это не влечет за собой необходимости принимать обеты бодхисаттвы.

Устремленная бодхичитта имеет две стадии: Только лишь желание стать буддой на благо других (smon-sems smon-pa-tsam). Обещание не оставлять этой цели, пока она не будет достигнута (smon-sems dam-bca'-can).

На стадии обещания мы обязуемся выполнять пять практик, помогающих нам не терять устремленности. Развитие желания на первой стадии не предполагает такого обязательства. Первые четыре практики предназначены для того, чтобы наша цель бодхичитты не ослабевала на протяжении этой жизни. Пятая практика помогает нам не терять устремленности в будущих жизнях. Четыре практики, поддерживающие цель бодхичитты в этой жизни

(1) Каждый день и каждую ночь вспоминать о преимуществах мотивации бодхичитты. Подобно тому как мы совершенно забываем об усталости и прилагаем все силы, когда нам надо ухаживать за нашими детьми, мы с легкостью устраняем все трудности и используем все способности, когда нашей основной мотивацией в жизни является бодхичитта.

(2) Подтверждать и укреплять эту мотивацию три раза каждый день и три раза каждую ночь, вновь и вновь посвящая сердце достижению просветления и другим существам.

(3) Стремиться усилить системы положительного потенциала и глубокого осознавания (собрания заслуг и мудрости), которые приводят к просветлению. Другими словами, помогать другим настолько хорошо, насколько мы способны, при этом как можно лучше осознавая реальность.

(4) Никогда не отказывать другим в помощи или, по крайней мере, хотеть помочь, вне зависимости от того, насколько трудно нам может быть с этим человеком. Практика, помогающая не терять цель бодхичитты в будущих жизнях

Пятая практика – это избавление от четырех видов «темного» поведения (nag-po'i chos-bzhi, четырех «черных» действий) и приобщение к четырем видам «светлого» поведения (dkar-po'i chos-bzhi, четырем «белым» действиям). В каждом из следующих четырех наборов первый вид поведения – темный, который мы хотим прекратить, а второй – светлый, который мы пытаемся усвоить.

(1) Мы прекращаем обманывать наших духовных учителей, родителей, Три драгоценности. Вместо этого мы всегда честны с ними, особенно относительно нашей мотивации и прилагаемых усилий для помощи другим.

(2) Прекращаем придирчиво и неуважительно относиться к бодхисаттвам. Вместо этого, поскольку только будды точно знают, кто на самом деле является бодхисаттвой, мы ко всем относимся безупречно как к нашим учителям. Даже если люди ведут себя грубо и неприятно, они учат нас не вести себя подобным образом.

(3) Прекращаем заставлять других сожалеть о совершенных ими положительных поступках. Если кто-то сделал множество ошибок, печатая для нас письмо, и мы накричали на него или на нее в гневе, этот человек может никогда больше не предложить свою помощь. Вместо этого мы воодушевляем других поступать созидательно и, если они восприимчивы, работать над преодолением их недостатков и раскрытием их потенциала быть более полезными другим.

(4) Прекращаем лицемерное и притязательное поведение. Другими словами, мы прекращаем прятать свои недостатки и претендовать на обладание качествами, которых нам недостает. Вместо этого мы берем на себя ответственность помогать другим, всегда оставаясь честными и искренними по поводу наших ограничений и способностей. Очень жестоко обещать больше, чем мы можем сделать, вызывая в других несбыточные надежды.

Магазин
Магазин
Buddhist Texts
Buddhist Texts
Наверх