Огненная пуджа: ритуальное подношение огню
Материал из Buddha World.
Панчен Отрул Ринпоче
Опубликовано в журнале Cho Yang, the Voice of Tibetan Religion and Culture
Получив посвящение, практикующий вступает на путь тантры, с единственной целью - принести благо всем живым существам. Однако для того чтобы действительно выполнить эту задачу, нужно быть просветленным, и поэтому на начальных этапах тантрического пути практикующий старается добиться максимального отождествления с просветленным божеством, представляя его зрительный образ, читая его мантры и совершая огненные пуджи. Огненная пуджа приносит радость божествам, и те помогают практикующему двигаться по пути. Она также устраняет неблагую карму, связанную с неправильным или неполным чтением мантр, а также помехи, препятствующие стабильной медитации.
Существует четыре типа ритуальных огненных пудж:
Умиротворяющая
Приумножающая
Усмиряющая и
Уничтожающая (гневная)
Умиротворяющая огненная пуджа выполняется для умиротворения плодов неблагих деяний, или же для устранения преград и омрачений. Она также может осуществляться для предупреждения грядущих трудностей или болезней, о которых стало известно по пророческим снам и дурным предзнаменованиям.
Приумножающая огненная пуджа осуществляется для продления жизни и приумножения богатства, мудрости и заслуг.
Умиротворяющая и приумножающая огненные пуджи могут исполняться как для собственного блага, так и для других существ. В этом их отличие от подчиняющих и гневных пудж, которые можно проводить только по просьбе других, поскольку насильственное подчинение живых существ идет вразрез с основными принципами бодхисаттвы, которые лежат в основе буддийской тантрической практики.
Усмиряющая огненная пуджа исполняется для покорения сил, приносящих вред другим живым существам, а уничтожающая огненная пуджа проводится в тех исключительных случаях, когда все попытки усмирения того или иного злого духа или человека оканчиваются провалом, и он продолжает вредить другим. Уничтожающая огненная пуджа может вынудить вредоносное существо покинуть данную местность навсегда или же вселить в него такой страх, что оно незамедлительно откажется от совершения неблагих деяний. Совершая уничтожающую огненную пуджу, мастер ритуала должен руководствоваться великим состраданием не только к тем, кому наносится вред, но и к самому вредоносному существу, (ибо, поступая так, оно накапливает негативную карму, которая может стать причиной перерождения в одном из низших миров самсары, например, в адах). В Тибете такие ритуалы чаще всего выполнялись для устранения вредоносного воздействия злых духов, одержимости, нападения вражеских армий и т.д.
Место
Огненная пуджа обычно проводится либо на открытой площадке, либо на крыше здания. В Индии, по всей видимости, существовала традиция совершать огненные пуджи в специально отведенном для этой цели здании, но она не прижилась в Тибете.
Визуализируя себя в образе божества, мастер ритуала подносит торму местным божествам и испрашивает у них их разрешение на проведение огненной пуджи в данном месте. Он мысленно представляет себе, что божества дают свое согласие. Для того, чтобы устранить возможные недостатки данного места, в силу которых оно может не совсем подходить для огненной пуджи, мастер ритуала начитывает мантры, а чтобы разрушить препятствия, которые могут возникать в ходе ритуала, он медитирует о пустоте.
Очаг для умиротворяющей огненной пуджи
Гладкая квадратная земляная платформа окрашивается в белый цвет. В центре (как правило, цветным мелом) рисуется цветок из 8 лепестков диаметром в 24 пальца, измеренных в ширину. В центре этого цветка наносится ваджра длиной в 8 пальцев. За цветком следует кольцо шириной в 4 пальца, куда размещаются поленья для костра. За ним следует кольцо из ваджр, шириной в 4 пальца. Это кольцо берется в квадрат. Расстояние между краем кольца и квадратом составляет 2 пальца. Каждый угол квадрата помечается символом, состоящим из половинки ваджры, солнца и полумесяца. Вокруг очага разбрасываются лепестки цветов.
Очаг для приумножающей огненной пуджи
Для этой пуджи также возводится платформа, однако в центре рисуется колесо с восемью спицами и объятым пламенем драгоценным камнем на ступице. Колесо заключается в большой квадрат. Расстояние от края колеса до квадрата составляет 8 пальцев. В это пространство помещаются поленья для костра. В следующий квадрат той же ширины вписываются драгоценные камни, представленные геометрическими фигурами (кругом, треугольником прямоугольником), а за ним следует квадрат, по углам которого расположены символы, состоящие из половинки ваджры, солнца и полумесяца. Внешнее пространство шириной в 12 пальцев посыпается лепестками цветов.
Ритуальные принадлежности
Напротив очага возводится трон с невысокой стенкой, которая будет защищать мастера ритуала от огня. В случае проведения умиротворяющей или приумножающей пуджи эта стена окрашивается в белый цвет, и на нее наносится слог БАМ, символизирующий элемент воды. С правой стороны от трона помещается стол, накрытый белой материей для умиротворяющего ритуала, или желтой ― для приумножающего. На этот стол расставляются два набора из пяти видов подношений:
1. Четыре отреза ткани, белой ― для умиротворяющей пуджи и желтой – для приумножающей;
2. Три вида субстанций в масле, символизирующем паан (вяжущая смесь, завернутая в лист бетеля, которая используется в Индии в качестве жевательной резинки);
3. Тормы ― ритуальные подношения из муки, белого или желтого цвета в зависимости от пуджи;
4. Свежесрезанные палочки длиной в 12 пальцев. Их необходимо срезать с кончиков ветвей, они должны быть свежими, зелеными, без признаков гниения и с неповрежденной корой. Они также должны быть прямыми, без вмятин, равного размера. Срез также должен быть прямым. Кончики смазываются мёдом и маслом.
5. Трава со свежими корешками. Кончики смазываются мёдом и маслом.
Семена кунжута Нелущенный рис Белые горчичные семена Лущенный и нелущенный ячмень Чечевица Пшеница
Все эти ингредиенты натираются маслом и мёдом. Вареный рис смешивается с черной патокой, йогуртом, мёдом и сахаром. Для умиротворяющей пуджи готовится особая смесь, состоящая из йогурта, молока, кунжутного семени, вареного риса, набухшего риса, травы куша, ползучего пырея, сандалового дерева и ароматных белых цветов. Всё это смешивается с растительным маслом и мёдом.
Для приумножающей огненной пуджи берутся те же составляющие, но как можно больше из них должно быть окрашено в желтый цвет.
Все ингредиенты раскладываются в отдельные чаши и ставятся в ряд. Также, в зависимости от ритуала, используется белый или желтый сосуд с четырьмя видами воды: для омовения рук, ног и рта божеств, а также для обрызгивания их тел.
Огонь
Для умиротворяющей огненной пуджи огонь должен быть получен
― трением двух кусочков древесины;
― из домашнего очага;
― из уединенного места;
― из очага предшествующей огненной пуджи.
Для приумножающей огненной пуджи огонь должен быть
― взят из очага царя;
― зажжен от драгоценного камня;
― получен из очага в монашеской кухне.
Одеяния практикующего
Мастер ритуала и его помощники должны быть одеты в чистую одежду. Если огненную пуджу исполняют миряне, они надевают белые одежды, если проводится умиротворяющая огненная пуджа, и желтые – если приумножающая. Монахи могут облачиться в костюмы божеств поверх монашеских одеяний, что помогает им представлять себя в образе божества.
Другие требования
Количество подношений, совершаемых в огненной пудже, может варьировать. Вообще, для выполнения огненной пуджи, необходимо получить посвящение на практику того божества, которому совершается огненное подношение. Кроме того, нужно начитать соответствующую мантру по меньшей мере тысячу раз. Человек, выполняющий огненную пуджу, также должен соблюдать тантрические обеты и обеты Бодхисаттвы.
Иногда перед огненной пуджей проводится длительное затворничество, в ходе которого начитывается миллион или два миллиона мантр. При соблюдении всех правил количество подношений, совершаемых в следующей за таким затворничеством огненной пудже должно соответствовать одной десятой от общего числа начитанных мантр. Одна десятая часть всех подношений совершается Богу Огня, и исполнение такого ритуала может занимать несколько месяцев. Обычно же проводится краткая версия ритуала, в которой Богу Огня подносится три пригоршни каждого ингредиента, и более внушительные количества – главному божеству ритуала.
Если во время своего затворничества практикующий добивается непосредственного видения божества, то необходимость в начитывании мантр и ритуальном огненном подношении отпадает, поскольку основная цель уже достигнута.
Утром в день огненной пуджи прежде чем сесть на трон мастер ритуала и монахи сосредотачиваются на образе божества, совершают ему подношения воды, цветов, торм и т.д., а также читают его мантры.
Предварительные ритуалы
Мастер ритуала садится на трон, его ноги скрещены, если он исполняет умиротворяющую огненную пуджу, или спущены с трона, как у Майтрейи, если он выполняет приумножающую пуджу. Помощники садятся за ним или лицом к нему в одну линию. На небольшом столике перед мастером ритуала находятся ваджра и колокольчик, сосуд, чаша капала с внутренним подношением и ритуальный барабанчик дамару. Мастер ритуала и помощники медитируют о любви и сострадании и сосредотачиваются на образе мандалы - небесного дворца, в котором пребывает божество. Мандалы эти различаются в зависимости от того, какому божеству совершаются подношения. Обычно представляют мандалу того божества, которому совершается огненная пуджа. Если же пуджа совершается защитнику, то поскольку нельзя сосредотачиваться на мандалах защитников, в этих случаях представляют другую мандалу.
Рядом с мастером ритуала стоят два сосуда с водой, один с водой для обрызгивания тела божества, а второй ― для совершения четырех видов подношения воды. Вода из второго сосуда наливается в три морские раковины. Когда наступает время каждого из четырех видов подношения воды, она наливается в сосуд для подношения. В обоих случаях вода готовится заранее и благословляется начитыванием мантр.
Мастер ритуала и его помощники снова медитируют о любви, сострадании и пустоте (взаимозависимости) всех явлений и затем подносят торму местным духам и другим существам нечеловеческой природы, обитающих в месте проведения пуджи, с просьбой не препятствовать ритуалу и извлечь из него любую доступную им пользу. Обращаясь с такой просьбой, они не должны отступать от формулировок священных текстов. На протяжении всей пуджи мастер ритуала и помощники должны держать в руках ваджру и колокольчик, сохраняя в уме памятование об их символизме.
Далее, очаг, ритуальные принадлежности и подношения обрызгиваются водой из сосуда, чтобы устранить препятствия и их возможные загрязнения. Подношения благословляются посредством медитации, в процессе которой они сперва растворяются в пустоте, а затем вновь проявляются из пустоты, свободные от каких бы то ни было недостатков. Читаются мантры, чтобы очистить топливо, масло и так далее. Затем зажигается обвязанный белым хадаком факел, который представляет собой длинный шест, чей конец обернут сухой и чистой травой. Перед тем как разжечь костер, факел также обрызгивается водой из сосуда, чтобы устранить возможные препятствия. Зажженный факел помещается в свободное пространство между поленьями. Квадратный отрез синей ткани натягивается между двумя палочками. По мере того, как расплавленное масло льётся в огонь, им семь раз взмахивают над пламенем. Благословленная чтением мантр трава куша помещается на кольцо из ваджр, по одной веточке с каждой из четырех сторон, начиная слева, причем кончик травинки должен быть направлен вовне от практикующего. Трава куша известна в Индии своими очистительными свойствами, она также используется для устранения преград. Мастер ритуала бросает две веточки в огонь, создавая защитный покров для пламени. В Индии в огонь бросалось гораздо больше травы куша, но поскольку в Тибете она не росла, ее количество было сокращено до символического.
Огненное подношение
Вода вновь разбрызгивается над очагом для устранения препятствий. Мастер ритуала представляет, как очаг растворяется в пустоте, и из нее проявляется Вайрочана, который затем трансформируется в очаг, суть которого мудрость. Он чистый и обладает всеми качествами, необходимыми для проведения умиротворяющей огненной пуджи. В самом сердце очага появляется треугольное пламя, в центре которого стоит Бог Огня (Агнидеватта). Тело его белое, у него шесть рук и три лица: центральное - белое, правое – красное и левое – черное. Правая нога его согнута, а левая вытянута. Из треугольного пламени в его сердце испускается луч света, который притягивает одно из его проявлений. Оно сперва возникает на траве куша, а затем растворяется в этом пламени.
Бог Огня всегда призывается в огненной пудже, чтобы подношения не были попросту поглощены обычным пламенем. Если человек выполняет огненную пуджу впервые, он должен привлечь Бога Огня, сделав ему особый подарок - одну десятую часть всех подношений. Считается, что после этого Бог Огня будет приходить каждый раз, когда его призывают. Из двух наборов подношений, расставленных на столе, один предназначается Богу Огня, а второй – главному божеству или защитнику, которому посвящена огненная пуджа.
Снова разбрызгивается вода из сосуда и разбрасываются цветы, после чего расплавленное масло выливается из ковша с длинной рукояткой сперва в квадратную воронку (также на длинной ручке), а затем в огонь. Одновременно мастер ритуала представляет, как он семь раз вливает чистый нектар, в рот Богу Огня.
Основная цель огненной пуджи ― устранение препятствий на пути к Просветлению посредством очищения следов, оставленных обычными недобродетельными деяниями, в особенности нарушенными обетами и обещаниями, а также предотвращение неблагоприятного хода событий. Однако каждое отдельно взятое подношение, совершаемое в рамках огненной пуджи, имеет свою цель. Мы приведем описание этих целей в том порядке, в каком совершаются подношения.
Подношение расплавленного масла выполняется для продления жизни, приумножения заслуг и процветания. Мастер ритуала представляет, что Бог Огня обещает способствовать в достижении этих целей. Веточки деревьев, трава куша и ползучий пырей подносятся для повышения яркости образа божества во время сосредоточения. Веточки подносятся парами, при этом особое внимание обращается на то, как они росли. Они складываются единообразно, с учетом концов наиболее и наименее удаленных от ствола. Подношение веток устраняет помехи, препятствующие благополучию и повышению общественного статуса.
Кунжутное семя подносится для устранения недобродетели, а ползучий пырей ― еще одно средство продления жизни и приумножения заслуг; смешанный с йогуртом рис увеличивает счастье, а трава куша защищает от загрязнений. Грубый нелущенный ячмень приумножает богатство, лущенный ячмень способствует быстрому обретению достижений, чечевица повышает силу, а пшеница помогает превозмочь болезнь. Многочисленные смешанные или "особые" вещества увеличивают мудрость. Все эти подношения, однако едины в том, что в конечном итоге ведут к высшему достижению – Просветлению.
Мирная огненная пуджа, выполняемая после затворничества, устраняет неблагую карму, накопленную в силу нестабильной медитации, неправильного или неполного чтения мантр. При выполнении приумножающей огненной пуджи, подношения совершаются Богу Огня с просьбой увеличить срок жизни, заслуги, богатство и мудрость, обретаемую посредством слушания, размышления и сосредоточения.
Второй набор подношений предназначен основному божеству или защитнику. Мастер ритуала благословляет подношения, представляя, как они сначала растворяются в пустоте, а затем вновь проявляются, обладая природой пустоты. Вслед за этим он в мельчайших подробностях представляет мандалу ― небесный дворец основного божества огненной пуджи. Дворец этот со множеством божеств, каждое в отведенном ему месте, появляется из сердца Бога Огня. Если у божества нет мандалы, тогда мастер ритуала представляет его на троне или на колеснице.
Если мандала используется, тогда один из помощников совершает простирания перед ее образом, например, нарисованным на ткани, и возносит молитвы основному божеству, в которых сообщает ему о целях проведения данного ритуала. Он также просит его войти в небесный дворец, который мастер ритуала представляет в сердце пламени. Помощник затем насыпает в чашу горсть зерна и обходит мандалу, читая мантры каждого из божеств мандалы. Затем он мысленно приглашает каждое из божеств перенестись из мандалы в чашу, в которой помимо зерна находятся маленькие кусочки ткани. В сопровождении цимбал и труб он трижды обходит очаг и подносит чашу мастеру ритуала. Мастер ритуала предает зерна огню, читая мантры божеств и представляя себе, как они покидают чашу и входят в небесный дворец, который он представляет в самом сердце пламени.
В этот момент предается огню второй набор подношений. Их гораздо больше, чем подношений Богу Огня, однако сама процедура, порядок и предназначение подношений те же самые.
После совершения подношений главному божеству, небольшие количества их подносятся его окружению. После того, как подношения совершены, мастер ритуала разбрызгивает воду из сосуда над очагом, думая, что всё нечистое теперь очищено.
Божествам подносится расплавленное масло и цветы, а затем торма. Мастер ритуала представляет, что по сути своей она является чистым нектаром. Вслед за этим огню предаются два отреза материи, которые призваны символизировать верхние и нижние одеяния, а затем сжигают масло и мёд (паан) и, снова, цветы. Читаются восхваления божествам, которых просят проявить милосердие, если какие-то ошибки были допущены в ходе огненной пуджи. Их также просят оказать содействие в достижении желаемых целей.
Если в ходе огненной пуджи не использовалось изображение мандалы, и небесный дворец лишь визуализировался, тогда основное божество просят войти в него, а Бог Огня тем временем растворяется в мастере ритуала. Если же также применялось живописное или прочее изображение мандалы, тогда представляют, как божества возвращаются в него из дворца, который мастер ритуала представлял в сердце пламени. При этом сначала божества переносятся в чашу с зернами, которую помощник несет под звуки цимбал и труб.
Семь подношений совершается Богу Огня, который остается в пламени. Подношения совершаются в том же порядке, что и прежде: небольшие количества всех субстанций, дерево, трава и т.д. затем эта процедура повторяется, за ней следует подношение тормы и восхваление. Мастер ритуала просит Бога Огня оказать ему помощь и поддержку, избавить от болезни, продлить жизнь и приумножить богатство. Он также просит его проявить терпение, если какие-то ошибки были допущены в ходе ритуала. Пригласив его ради себя и других, мастер ритуала теперь приказывает ему уйти, но просит его вернуться, когда его присутствие понадобится снова. Основное божество возвращается в свою небесную обитель, а Бог Огня вновь устремляется в сущность пламени.
Если время позволяет, можно оставить пламя медленно догорать. Если же его нужно погасить, тогда для умиротворяющей огненной пуджи используют смесь воды и молока, а для приумножающей – благовонные воды. Оставшийся пепел затем собирают в сосуд и относят к проточной воде, куда его и высыпают.
Перевод Юлии Жиронкиной