Неожиданное возвращение Дзюнсэя Тэрасавы в Россию
Материал из Buddha World.
Первый после 12-летнего запрета визит в Россию Дзюнсэя Тэрасавы завершился 12 февраля. Японский учитель буддийского монашеского ордена "Ниппондзан Мёходзи" в странах СНГ принадлежит к традиции Махаяны, к школе Лотосовой сутры, или Экаяны – Единой Колесницы. Ее приверженцы верят во всеобщее спасение, без разделения на "верных" и "неверных": представители любых конфессий и даже атеисты, пускай и через множество реинкарнаций, но в конечном итоге освобождаются от страданий и заблуждений и обретают наивысшее совершенство духа, становясь буддами. Школа была основана в Японии в XIII веке мастером Нитирэном.
Причины наложения запрета ясны. Они были официально сформулированы ФСБ в факсе, присланном в 2001 году в ответ на запрос тогда еще депутата Госдумы, бывшего омбудсмена России, Сергея Ковалева: "Антироссийская деятельность применительно к событиям в Чечне".
Человеку верующему понятно: приезд Тэрасавы означает, что чудо встретилось с чудом. Вот почему первым же публичным выступлением Тэрасавы-сэнсэя стало участие вместе с десятком учеников в массовом шествии "За честные выборы" 4 февраля. Людей, одетых не по сезону в легкие бело-оранжевые одежды, во главе с учителем в характерной вьетнамской соломенной шляпе, не могли не заметить СМИ – монахов с барабанами много раз показали центральные телеканалы, среди которых "Россия-1", "РЕН", MTV, а также культовый канал "Дождь".
Вечером того же дня Дзюнсэй Тэрасава и несколько сопровождающих его учеников уехали в Санкт-Петербург, где находится единственный в Европейской части России (если не считать Калмыкию, географически находящуюся в Европе, однако культурно скорее азиатскую республику) буддийский храм – дацан, построенный в 1913 году в знак дружбы между Российской империей и Тибетом. Тогда он считался собственностью Далай-ламы. Этот статус официально не снят с него до сих пор. Там служат бурятские ламы из школы Гелугпа, Ваджраяна – Алмазная Колесница. Так же, как и школа Лотосовой сутры, они принадлежат к традиции Махаяна. Школа Гелугпа, которой придерживаются практически все бурятские буддисты, считается традиционной для России формой буддизма. Именно бурятский буддизм был признан императрицей Екатериной одной из официальных в России религий две с лишним сотни лет назад. Поэтому самая многочисленная на сегодня в России бурятская буддийская община, возглавляемая хамбо-ламой Аюшеевым, называется Традиционной буддийской Сангхой России. Впрочем, ни при Екатерине, ни в современной Конституции не зафиксировано, какую именно школу считать традиционной. Говорится просто: "буддизм". Так что и калмыцкий ламаизм, и прочие школы буддизма, в том числе и орден "Ниппондзан Мёходзи", подпадают под определение религии, "традиционной для России".
Настоятель петербургского дацана лама Буда Бальжиевич Бадмаев принял Тэрасаву-сэнсэя с учениками в своем кабинете на третьем этаже, к дверям которого каждый день выстраивается очередь людей, стремящихся получить наставления от ламы или специальные тибетские лекарства. В дацане несколько лам делают также целебный массаж. Тэрасава-сэнсэй рассказал, как приезжал в дацан первый раз 20 лет назад, когда настоятелем был лама Самаев. Нынешний настоятель вспомнил, что был в то время молодым послушником, и визит японского монаха произвел на него тогда глубокое впечатление. Он рассказал о непростых коллизиях, через которые прошел дацан после того, как его вернули верующим. Тэрасава-сэнсэй подчеркнул, что возврат произошел благодаря жене Михаила Горбачева – Раисе Максимовне. Он вспомнил, что во время своего первого визита в Советский Союз в 1988 году молился 5 часов на Красной площади впервые в истории этого коммунистического государства, а потом встретился с Горбачевым в Кремле и вручил ему шариру – прах Будды Шакьямуни в знак поддержки мирной инициативы президента СССР по ядерному разоружению.
Отметим, что петербургский дацан является первым в истории Европы буддийским храмом, а Дзюнсэй Тэрасава построил в начале 80-х годов первую в истории Европы буддийскую ступу – Пагоду Мира, в городе Милтон-Кинс, неподалеку от Лондона.
10 февраля, незадолго до отъезда, Тэрасава-сэнсэй прочитал также лекции в Институте Конфуция при РГГУ и Институте востоковедения РАН, с бывшим директором которого, Ростиславом Борисовичем Рыбаковым, его связывают давние дружеские связи. В 1992 году они вместе основали в Москве Институт буддизма, чья деятельность впоследствии, однако, оказалась заморожена. Дзюнсэй Тэрасава призвал Рыбакова и его единомышленников собирать вокруг себя молодых востоковедов и буддологов, чтобы душа Азии, являющаяся составной частью российской души, помогла возродиться духу России. Он привел в пример Николая Рериха, сумевшего сделать многое в этом плане.
http://www.portal-credo.ru/site/?act=news&id=89862
Фото: Andrei Blinushov