Моление Будде Амитабхе Nam Mô A Di Ðà Phât!!!
Материал из Buddha World.
1) Моление Будде Амитабхе во время созерцания начала слова.
Здесь применяется метод смотрения на начало слова школы Чань для моления Будде Амитабхе. Моление Будде здесь выступает коаном. Самым распространённым коаном моления Будде Амитабхе является созерцание во время моления предложения: "Кто тот, который молится Будде?". Эта Дхарма впервые была применена основателем школы Юньмэнь чань-буддизма досточтимым Вэньянем. Досточтимый Ляньчи династии Мин также пропагандировал этот метод. Также есть метод, при котором созерцается начало слова "Омитхофо" (Будды Амитабха). И таки образом проводится медитация в ожидании прозрения. Мастер Чань династии Сун Чжэньсе Цинляо в своё время преподавал данный метод. Ещё есть такой метод: во время моления Будде Амитабхе (произнесения Его имени) созерцать начало имени Будды Амитабхи (начало слова), конец имени и созерцать Амитабху своей Природы Будды (Самоприроды). Ши Пуду династии Юань (1279-1368 гг.) во 2-ом томе написанного им "Драгоценного зеркала школы Лотоса (Чистой Земли) горы Луншань" подробно описал этот метод как Дхарму Самадхи медитации школы Чань и моления Будде, ведущую к окончательному прозрению. Вкратце этот метод такой: вначале произнести 2-5 раз про себя имя Будды Амитабхи, затем повернуть свой свет вовнутрь и смотреть, кто же есть Амитабха моей Самоприроды. Затем нужно созерцать, откуда появляется эта мысль, направленная на созерцание Амитабхи? Затем нужно созерцать "Кто тот, который понял, откуда появляется эта мысль?" Многократно подобным образом медитируя, то есть, произнося имя Будды Амитабхи, а затем, созерцая вышеуказанным образом, можно достичь сатори (прозрение) и увидеть Амитабху своей изначальной Природы.
Досточтимый Ляньчи династии Мин учил: "Если искренне молишься Амитабхе и увидишь место, откуда рождаются мысли, то сможешь решить Великое Дело (Освобождения от Сансары). В 5-ой главе своего "Путешествия во сне" Патриарх Ханьшань Дэцин писал: "Практика одновременного совершенствования в медитации школы Чань и молении Будде Амитабхе является очень надёжной школой Дхармы. Если один звук Будды Амитабхи будет скрыт в груди и будет постоянное стремление (к Чистой земле), если будешь наблюдать место откуда появляется и куда уходит слово Амитабха, то обязательно это увидишь. И со временем сможешь неожиданно освободиться от нечистоты, и проявится ясность, будет достигнуто прозрение". Главной целью моления Будде Амитабхе является просветление сознания и видение Самоприроды. Это цель чань-буддизма.
Досточтимый Оу И династии Мин специально написал "Трактат о молении Будде в медитации". С точки зрения школы Чистой Земли он говорил, что моление Будде во время созерцания начала слова имеет большую пользу и большой недостаток. Большая польза заключается в том, что устраняется вялость и постигается изначальная пустотность сущности мыслей, постигается недвойственность субъекта и объекта. Большой недостаток заключается в том, что в этом методе опираются только на свои силы и не просят помощи у Будды Амитабхи, поэтому возникают препятствия для перехода в Чистую землю. Он считал, что в основе должна быть школа Чистой Земли, а медитация школы Чань должна ей помогать. Тогда не будет препятствий для перерождения в Чистой земле". Современный наставник школы Чистой Земли досточтимый Иньгуан также говорил, что метод моления Будде Амитабхе созерцая начало слова хотя и является методом одновременного совершенствования в школе Чань и в школе Чистой Земли, но в реальности это только метод школы Чань.
2) Напряжённый метод моления Будде Амитабхе.
Данный метод пропагандировал мастер Чань Ханьюе Фацзан в период между династией Мин и Цин. Он учитывая, что практикующие моление Будде Амитабхе часто расслабляются, читая имя Будды, не могут достигнуть полной безмятежности сознания, поэтому он пропагандировал проведение усиленных недельных медитаций и ритритов для специальной практики чтения имени Будды Амитабхи ("Омитхофо"). При этом чтение имени проводилось напряжённо, один слог без пауз быстро следовал за другим "подобно тому, как саблей преследуют вора". Здесь нужно продвигаться вперёд без перерывов. И когда благодаря чтению "Омитхофо" исчезнет различие времени (прошлого, настоящего, будущего), лёд пяти скандх растает, наступит пустота, и будет постигнут Амитабха Самоприроды (своей природы Будды). Тогда это состояние будет называться безмятежностью единого сознания. И тогда будет гарантировано перерождение в Чистой земле. Досточтимый Фацзан написал очень подробное руководство о проведении ритрита с чтением имени Будды Амитабхи.
3) Относительное и абсолютное моление Будде, абсолютное единое сознание.
Можно по разному объяснять основные принципы моления Будде Амитабхе, изложенные в сутре Амитабхи (чтение имени Будды Амитабхи для достижения незамутнённого единого сознания) и в главе "О полном постижении Бодхисаттвы Махастхамы" сутры Шурангама (непрерывное следование чистых мыслей). Китайские мастера буддизма обычно объясняли понятие "единого незамутнённого сознания" с относительной и абсолютной точек зрения на основе учения четырёх Дхармадхату единого сознания школы Хуаянь. Мастер Чань династии Сун досточтимый Чжэньсе Цинляо говорил: "Единое сознание незамутнённости подразделяется на относительное и абсолютное единое сознание. Относительное единое сознание - это когда читают имя Будды Амитабхи и есть только одна эта мысль (имя Амитабхи). Образно это подобно тому, как "дракон попадает в воду" и "тигр опирается на гору". А абсолютное единое сознание - это когда имя Будды Амитабхи ("Омитхофо") берётся за слово для практики созерцания начала слова. Тогда все 24 часа нужно так созерцать. Молиться, не имея сознания и не ни имея сознания. Также это не моление, имея сознание и в то же самое время не имея сознания. Это и не моление сознанием, которое как бы есть, и которого как бы нет. Исчезают границы прошлого и будущего. Не рождается ни одной мысли. И нет этапов и градаций, сразу же достигается земля Будды". Смысл здесь в том, что когда устраняются языковые символы и языковое различение и происходит моление Будде, то это приводит к просветлению сознания и видению Самоприроды. Это состояние и будет называться абсолютным единым сознанием.
В относительном едином сознании присутствует молящийся субъект и объект моления - пара противоположностей. И, строго говоря, это ещё не состояние единого сознания. Так называемое единое сознание - это абсолютное сознание, которое стоит выше противоположностей объекта и субъекта. Это истинное, реальное сознание, которое не рождается и не разрушается. Это сознание, о котором говорили мастера династии Мин досточтимый Ляньчи и Его Святейшество Ханьшань Дэцин как о "сознании, которое думает и не имеет мыслей", "сознании, не имеющем сознания". Тогда только такое сознание можно назвать единым сознанием или чистой мыслью. Досточтимый Оу И говорил: "Когда благодаря чтению имени Будды Амитабхи исчезает всякая замутнённость и рассеянность, отсекаются омрачения мышления и воззрений - это называется относительным единым сознанием. А когда благодаря молению Будде достигается состояние отсечение омрачений неведения и достигается видение Будды своей Природы, то это состояние называется абсолютным единым сознанием. В "Передаче светильника о Чистой земле" говорится: "Когда в состоянии относительного единого сознания достигается понимание того, что мысль, которая мыслит изначально пуста, когда происходит моление (думание) и в то же самое время нет моления (думания); когда нет моления, и в то же самое время оно есть, то это будет прозрением абсолютного единого сознания, пребывающего в относительном едином сознании. Досточтимый Оу И также подразделял моление Будде на моление относительное и моление абсолютное. Относительное моление - это когда верят и желают переродиться в Чистой Земле, не достигнув ещё прозрения. Абсолютное моление - это когда достигнуто понимание Чистой Земли сознания и видение Амитабхи своей Природы. Он также на основе теории школы Тяньтай об одной мысли, которая может в мгновение достигнуть все три тысячи тысячных миров Дхармадхату, говорил, что нет необходимости созерцать Чань школы Чистой Земли и созерцать своё сознание, поскольку человек с высшими способностями полностью понимает, что "Будда, который не вне мысли, это то, что мыслится мыслью. А мысль, которая не вне Будды, это мысль, которая может думать о Будде". Если полностью постигнуть слово "Омитхофо", которое изначально свободно от ошибочности и зла, превосходит природу и свободна от мыслей, и если продолжить его чтение с таким абсолютным пониманием, то обязательно произойдёт перерождение в Чистой Земле.
Учитель Чань династии Цин досточтимый Че У называл этот абсолютный способ чтения имени Будды Амитабхи "молением истинному облику Будды истинным обликом сознания". Это и есть моление истинному облику Будды. Знаменитый учитель буддизма современности досточтимый Тайсюй говорил об этом методе моления Будде, как о "Чистоте, превосходящей Чань и патриархов".
Школы Чань и школа Чистой Земли представляют собой два полюса духа китайского буддизма. Они взаимодополняют друг друга и находятся во взаимной гармонии. В результате чего появился метод моления Будде, основанный на дхарме Чань патриархов и глубочайших истинах Махаяны. Было сделано подробное раскрытие в теории и практике принципа Самадхи одной практики, изложенного в сутре Праджни Манжушри. Двойная практика в Чань и в школе Чистой Земли, то есть Чань моления Будде Амитабхе по-прежнему является главным течением в чань-буддизме Китая. Требуется дальнейшее развитие этой Дхармы. Чань моления Будде Амитабхе, включающий в себя учение школы Чань и школы Чистой Земли, распространился также и за пределы Китая. Учение оказало непосредственное влияние на формирование чань-буддизма в Корее, школы Лотоса во Вьетнаме и школы Хуанбо в Японии.