Колесо Сансары
Материал из Buddha World.
В натурфилософии буддизма жизнь богов, асуров?, людей, животных, демонов и обитателей адов основана на принципе взаимозависимого происхождения (пали. пратитья-самутпада). Для обоснования этой теории обычно демонстрируется графическая схема, где бытие представлено в форме колеса (пали. бхавачакра, тиб. срид-пай Кхор-ло, монг. сансарийн хурдэ), разделенного «спицами» на шесть частей.
Согласно легенде, которую сообщил А.М.Позднеев (1887), происхождение этого изображения связано с буддой Шакьямуни: «Известно, что один из старейших учеников Шигэмуния – Мутгальвани (Mongalyana...).., занятый делом спасения своей матери, постепенно посещал все царства мира, в которых возрождалась его мать. Таким образом, он побывал во всех двадцати отделениях ада, был в царстве биритов, наблюдал царство животных и людей, посетил царство асуриев и тэнгриев (богов); вместе с ним в те же царства отправлялся и Шарипутра, – первый из учеников будды. Когда дело спасения матери Мутгальвания было окончено, оба ученика явились к Будде и начали рассказывать сперва четырем своим друзьям, а потом и всем слушателям Будды о мучениях виденных ими в различных царствах мира. Будда, желая сохранить этот рассказ в наставление верующих всех времен и народов, приказал изобразить живописью состояние всех царств, виденных его учениками...»
Изображение колеса сансары (санскр. «блуждание», «круговорот») наглядно демонстрирует бесконечное круговращение человека, характеризующееся рождением, смертью и новым рождением. Сансара символизируется демоном неведения Марой, крепко держащим колесо в своих лапах. Три коренные причины непросветленного существования образуют ступицу колеса. Они изображены в виде животных, кусающих друг друга за хвост:
красного петуха, символизирующего алчность, страстное желание (похоть) и привязанность;
зеленую или темную змею, воплощение ненависти, зависти и отвращения;
черную свинью, представляющую темноту, невежество и иллюзорность эго.
Именно эти желания заставляют людей постоянно рождаться в областях наказания, изображенных внутри колеса – в облике животных, голодных духов и обитателей адов. Считается, что существа этих миров не зарабатывают карму, а избывают ее. Будда милосердия и сострадания Авалокитешвара из великого сочувствия принимает в каждом из миров определенную форму, давая своим присутствием шанс на спасение. Те, кто старается побороть в себе «три яда» – алчность, ненависть и неведение, рождаются в более спокойных мирах богов, асуров или людей. Но только человек способен заслужить благую карму, разорвать круг сансары и достичь состояния Будды (нирваны). Но сделать это исключительно трудно, потому на схеме обод колеса представлен кругом из двенадцати факторов, определяющих стадии человеческой жизни в прошлом, настоящем и будущем.
По этому поводу Лама Анагарика Говинда? писал следующее: «Сансара – мир вечного разлада и борьбы, непримиримых контрастов, двойственности, потери равновесия и срединности, из-за чего существа попадают из одной крайности в другую.
Условия небесной радости противоположны состоянию адских мучений; область титанической борьбы и жажда власти асуров противостоит животному страху и мании преследования; человеческая область творческой активности и гордыни свершений противостоит области «голодных духов»..., в которой неудовлетворенные страсти ведут к призракоподобному существованию».